Президентская библиотека опубликовала малоизвестные страницы биографии Дмитрия Менделеева
Малоизвестные страницы биографии великого энциклопедиста и государственника Дмитрия Ивановича Менделеева открывает читателям Президентская библиотека. Напомним, что 8 февраля 2015 года 181-летия со дня рождения ученого.
Родился будущий ученый в 1834 году в Тобольске в семье директора гимназии. Еще будучи совсем молодым, в годы напряженных занятий в Главном педагогическом институте в Петербурге подорвал здоровье: доктора поставили ему почти безнадежный по тем временам диагноз – последняя степень чахотки. Немало времени провел студент в стенах лазарета своего института, но даже на больничной койке продолжал упорно работать и в результате окончил курс с золотой медалью. "Он много читает и пишет – больше, чем разрешают больничные правила, – свидетельствует О. Писаржевский в книге-биографии "Дмитрий Иванович Менделеев" из электронного фонда Президентской библиотеки. – Только это примиряет его с неприветливыми стенами больницы".
В фонде Президентской библиотеки находятся документы, представляющие Менделеева не только как всемирно известного химика, но и как философа и одного из первых русских социологов. Экономические, политические и обществоведческие вопросы, поднятые ученым больше столетия назад, остаются актуальными и в наши дни.
В научном фолианте "К познанию России", который доступен на портале Президентской библиотеки, Менделеев выполнил благородную миссию – произвел емкий анализ первой планомерной общей русской переписи 1897 года, законченной в 1905 году – в год первой русской революции. Чутко реагируя на происходящее, Дмитрий Иванович счел своим долгом дать собственное толкование некоторым узловым моментам многотомной переписи, довести многолетний труд до умов сограждан: "Из неё можно почерпнуть поучительнейшие цифры, что я и старался по мере сил выполнить со всею возможной краткостью, зная, что обширное извлечение не под силу современному русскому вниманию, привыкшему, особенно за последнее время, относиться ко всему общему с бойкостью беглых гостиных разговоров. Для меня числа сами по себе красноречивы, но всё же, ввиду того, что слышу кругом, считаю необходимым некоторые из этих чисел объяснить и сопоставить в их наглядности, а для некоторых предпослать свои личные соображения".
Слепые цифры переписи, понятные только специалистам, в работе Менделеева приобрели смысл и начали рассказывать читателям о тех важнейших экономико-географических и демографических процессах, которые происходили в стране. Данные переписи позволили ученому сделать ряд прогнозов развития России. В наши дни эти прогнозы весьма интересны, поскольку в реальности воплотилась другая модель развития. Расчеты Д. И. Менделеева показывают, что происходило бы с Россией при стабильном развитии в ХХ веке.
В 2014 году на торжествах по случаю 290-летия Санкт-Петербургского государственного университета Президентской библиотекой был передан в дар СПбГУ переведенный в электронный формат диск с записью книги Менделеева "К познанию России". Материалы из фондов Президентской библиотеки о жизни и творчестве Д. И. Менделеева, как планируется, также войдут в фонды Музея-квартиры ученого в Санкт-Петербургском государственном университете.
Глубоко и точно ученый широкого диапазона осознавал общественные проблемы, которые и по сей день не находят однозначного разрешения в обществе. В своём итоговом труде 1905 года "Заветные мысли", написанном за два года до смерти, он поднимает и скрупулезно рассматривает самые жгучие вопросы, которые волновали российское общество: "Внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого или полуживотного состояния. Для народов, подобных русскому, сложившихся и окрепших еще сравнительно недавно и еще занятых своим устройством, т. е. еще молодых, дикость учения о вреде патриотизма до того очевидна, что не следовало бы об нем даже упоминать, и если я делаю это, то имею в виду лишь тех еще не переводящихся соотечественников, про которых написано: "Что книжка последняя скажет, то сверху и ляжет", прибавляю, однако, что лечь-то ляжет, но улежится недолго".
К разговорам об "имперских амбициях России" прошлых времен и нынешних можно присовокупить весомое мнение Менделеева: "Не подлежит никакому сомнению, что русский народ, взятый в целом, принадлежит к числу мирнейших. Вся наша история это показывает; три четверти наших войн были защитными от половцев, от татар, от тевтонских рыцарей, поляков и шведов да турок, от набегов черкесских, киргизских и хивинских да от посягательств западных европейцев, и если мы после этих войн часто расширялись, то лишь для того, чтобы оберегать себя от дальнейших покушений на наши земли; лишь маленькая часть русских войн, вроде Суворовской в Италии и венгерской, приходится на долю преследования целей внешней политики, а затем остальная часть русских войн велась для освобождения славянских наших братьев. Тот путь, которым Россия расширилась до громадной современной величины, особенно в Азии, определился больше всего тем, что почти без войн делали казаки, присоединяя к Русской державе земли маленьких народов, затем охотно сливавшихся с Россией, так как через это слияние их выгоды были, очевидно, большими, чем для покоряющей России".
В книге раскрывается не только величие ума, но и сила духа Менделеева. Оставленное им наследие продолжает работать. Еще один из его заветов носит более широкий характер и также остается предельно современным: "Россия, взятая в целом, думается мне, доросла до требования свободы, но не иной как соединенной с трудом и выполнением долга. Виды и формы свободы узаконить легко прямыми статьями, а надо еще немало поработать мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной".