Анатолий Брехунцов: все крупнейшие открытия тюменские геологи сделали на отечественном оборудовании и своих технологиях
Бездорожье, болота, комары и медведи не могли стать препятствием для тюменских геологов, открывших 50 лет назад одно из крупнейших нефтяных месторождений - Мамонтовское.
"Условия работы геологов тогда были практически первобытные, - вспоминает ветеран Ямала Анатолий Ким, который в 1965 году работал начальником геологического отдела Усть-Балыкской НРЭ. - До места закладки скважины Р-240 на берегу Малого Балыка, добраться по суше было невозможно. Подошли на БМК-Т - это катер такой плоскодонный, с малой осадкой. На нем потом завозили материалы для строительства буровой установки".
Работа на скважине Р-240, открывшей Мамонтовское месторождение, могла завершиться трагически для Анатолия Кима. "В ожидании вертолета решил с ружьишком пробежаться, дичь пострелять. Вижу - следы какие-то необычные, наклонился рассмотреть, услышал шум рядом совсем – медведь. Смотрит на меня круглыми глазами. Какие у меня были глаза, не знаю, но как-то быстро сообразил, что бежать нельзя. От медведя, как рассказывали старожилы, не убежишь. Зверь какое-то время рассматривал меня, видимо, ничего интересного не обнаружил, повернулся и спокойно ушел. Я же успокоился, когда добежал до буровой", - рассказал ветеран корреспонденту "Тюменской линии".
Акт на заложение скважины №240, проектной глубиной 2 тыс. 750 метров специалисты Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции подписали 1 июня 1964 года. Историческим этот документ стал спустя десять месяцев, когда 3 апреля 1965 года из пласта Б-10 был получен фонтан чистой нефти. И главный геолог Усть-Балыкской НРЭ Н. Д. Семенов доложил главному геологу Тюменского геологического управления, будущему министру геологии РСФСР Л. И. Ровнину об открытии Мамонтовского месторождения.
В 2015 году ООО "РН-Юганскнефтегаз", дочернее общество ОАО "НК "Роснефть", отмечает 50-летие открытия и 45 лет с начала промышленной эксплуатации Мамонтовского месторождения. С момента его разработки здесь добыто более 645 млн тонн нефти. Мамонтовское входит в десятку крупнейших в России, имеет статус уникального по начальным извлекаемым запасам нефти, которые оценивались в 1 млрд тонн.
"Если вспоминать те годы, то я выделил бы один очень важный фактор, который как-то стали забывать, - отметил генеральный директор ОАО "Сибирский научно-аналитический центр", доктор геолого-минералогических наук Анатолий Брехунцов, который в 1965 году был старшим геологом Усть-Балыкской экспедиции. - Вся работа и все открытия тогда делались сугубо на отечественном оборудовании, отечественном транспорте, отечественном мышлении, профессиональном уровне геологов, буровиков, механиков, монтажников, сейсмиков. Все-таки та система была не такая уж и плохая, если позволила открыть такие месторождения с огромными запасами нефти и газа, которыми мы до сих пор пользуемся".
Заслуженный геолог России, крупный специалист в области нефти и газа, один из организаторов геологоразведочных работ в Западной Сибири, обладающий обширными знаниями в геофизике, бурении, минералогии, нефтегаздобыче, транспортировке и переработке нефтепродуктов считает, что российская геология утратила очень важный момент, когда перешла на западные технологии и забыла свои традиции.
"А ведь была и структура проведения геологоразведочных работ и методики их проведения. Это все было устойчивое и понятное, и оно приводило к хорошим результатам. Мы открывали тогда до сорока месторождений нефти и газа в год", - подчеркнул он.
Борис Олейник