Петр Ершов писал о чудотворной иконе Абалакской Божией Матери
История великого сибирского сказочника Петра Павловича Ершова тесно связана с историей главной сибирской святыни - Абалакской иконы Божией Матери. Известно, что он часто посещал одноименный монастырь, писал в "Тобольские губернские ведомости" о днях принесения и возвращения чудотворного образа, делился в личной переписке с близкими своими впечатлениями от церковных праздников.
Об этом корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" рассказала аспирантка Тюменского государственного института искусств и культуры Алена Левченко.
"Петр Павлович занимался разносторонней деятельностью. Он был учителем, инспектором и директором женских училищ, поэтом, переводчиком, однако почти незамеченной осталась его журналистская деятельность. Петр Ершов являлся одним из основателей первой сибирской газеты "Тобольские губернские ведомости", ее цензором и редактором, автором целого ряда материалов", - отмечает исследовательница.
Как пишет филолог Екатерина Костецкая в своей статье, опубликованной в "Вестнике Челябинского государственного университета", Петр Ершов писал о религиозных и государственных праздниках, светских культурных развлечениях, образовании и просвещении в Сибири. Свои тексты он публиковал под псевдонимами: "Житель Тобольска", "Любитель", "Тобольский житель". Печататься открыто Ершов не мог – это противоречило бы редакторской политике издания, в котором легендарный сказочник официально работал цензором.
Статьи Петра Павловича впечатляют яркой описательной частью, обилием религиозных образов. Как очевидец событий Ершов стремился создать в публикациях многомерный образ происходящего, давал им эмоциональную оценку. "Святая гостья оставила нас: образ чудотворной иконы Абалакской Божией Матери унесен из Тобольска 24 июля … Поразительна картина самого хода для человека, увидевшего оный в первый раз. Сначала движется целый лес церковных хоругвей, собранный со всех церквей города Тобольска, потом в особенно устроенном киоте, окруженный духовенством и клиром певчих, несется Св. Образ, а густая, пестрая толпа богомольцев и разных экипажей, в полном смысле, покрывает всю дорогу", - пишет он.
В письме Петра Павловича к Ф. Н. Лещевой, которое он написал в июле 1841 года, с теми же интонациями и художественными приемами описано почитание иконы тоболяками: "Нынешний год жители Тобольска оказывают большое усердие к Богоматери. Каждый день поднимают Икону и с хором певчих сами – особенно девицы и дамы – несут Ее с горы в свои дома и обратно. Особенно поздно вечером это зрелище делает самое живое впечатление. Народу, хоть его всегда довольно, не видно за темнотою; раздается только торжественное: яко необоримую стену и пр. И свет свечи в фонаре, подобно звезде, блестит впереди, иногда отражаясь на золоте ризы Богоматери".
Манера газетных публикаций великого сказочника ничуть не уступала его художественному стилю. Благодаря талантливому редактору, цензору и автору первая газета Сибири своей литературностью и изяществом слога ничуть не уступала столичным печатным изданиям.
Дарья Горбунова