Магазинам на колесах в Тюменской области могут предоставить упрощенный порядок торговли
Мобильные торговые объекты, или попросту автолавки, которым планируется предоставить упрощенный порядок деятельности, могли бы частично решить проблему обеспечения товарами и продуктами окраин Тюмени, некоторых муниципальных районов, и особенно труднодоступных населенных пунктов. Такую точку зрения в беседе с корреспонтентом "Тюменской линии" высказал начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев.
Напомним, что Минпромторг разработал поправки в закон "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ", которые должны значительно упростить ведение мобильной торговли.
"Основным критерием оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В 2014 году фактическая обеспеченность населения области площадью торговых объектов составила 1 тыс. 62 кв. м в расчете на 1 тыс. жителей и превысила норматив в 1,8 раза. Это самый высокий показатель в Уральском федеральном округе, - сообщил он. - В то же время наблюдается неравномерность размещения торговых объектов. К примеру, в центральной части Тюмени - переизбыток торговых площадей, чего нельзя сказать об окраинах, а также районах новой жилой застройки. Также недостаток торговых объектов наблюдается в некоторых муниципальных районах Тюменской области, а особенно в труднодоступных населенных пунктах".
Андрей Пантелеев уточнил, что пока мобильные торговые объекты относятся к нестационарным торговым объектам, что влечет за собой ряд неудобств и противоречит самой идее мобильной торговли. "Внесение поправок в вышеуказанный федеральный закон позволит упростить деятельность мобильных торговых объектов и будет способствовать развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных началах", - высказал он мнение.
Практика размещения мобильных торговых объектов напрямую от товаропроизводителей, по утверждению Минпромторга, позволяет с первых дней продаж достигать цен ниже рыночных в рознице на 10-20%. "Нами не проводились такие исследования в отношении мобильных торговых объектов. В то же время, как показала практика, организация ярмарок на территории муниципальных образований (а в них принимают участие и мобильные торговые объекты) способствует снижению цен на продукты питания в рознице", - прокомментировал начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области .
Поправки предполагают строгий специализированный ассортимент для автолавок - молочные и мясные продукты, овощи-фрукты, хлеб, рыба. Главный принцип – без сопутствующих товаров.
Принцип специализации ассортимента товаров, реализуемых мобильными торговыми объектами, возможен только для местностей, где присутствует достаточное количество объектов торговли и неприемлем для труднодоступных населенных пунктов. Автолавки в труднодоступных местностях, по сути, единственный способ обеспечения населения товарами, и предлагают расширенный ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
По словам Андрея Пантелеева, ярмарки, которые проводились в Тюмени, на Ямале, в Югре соответствуют духу предлагаемых поправок и оправдывают ожидания их инициаторов. Товары приближаются к покупателю, снижаются цены, растет число производителей, для которых упрощена проблема сбыта продукции. "Основное назначение ярмарок – приблизить товар к покупателю, делая его доступным по цене. В ярмарках принимают активное участие сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, кооперативы, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства граждан. Как правило, цены на ярмарках ниже, чем в магазинах на 25-30 процентов из-за сокращения звеньев товародвижения, таких как оптовая и розничная торговля. Ярмарки взаимовыгодны, как для производителя (расширение рынка сбыта, изучение спроса, быстрая оборачиваемость финансовых средств), так и для потребителя (доступная цена, свежесть продуктов, знакомство с новинками ассортимента)", - отметил он.
Особой популярностью пользуются ярмарки тюменских товаропроизводителей у жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. К примеру, в 2015 году в 15 городах автономных округов провели 19 ярмарок, организовали 183 торговых места, реализовали 243,8 т продукции на общую сумму 31,376 млн рублей.
Борис Олейник