Лариса Невидайло: мораторий на проверки малого бизнеса – это шаг вперед и два назад
Трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса в России вступил в действие с 1 января 2016 года, и вызвал неоднозначную реакцию предпринимательского сообщества. Можно ли нововведения считать победой предпринимателей и весомой мерой поддержки малого бизнеса в сложной экономической ситуации, когда бизнес почувствует на себе действие этого закона. С такими вопросами корреспондент "Тюменской линии" обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области Ларисе Невидайло.
- Это победа, но очень небольшая. Инициатива введения надзорных каникул принадлежит институту уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Однако то, что планировалось и то, что получилось, различаются как белое и черное. Инициатива нашла поддержку президента РФ. В своем послании в 2014 году глава страны сказал: "Если в течение трех лет компания не была уличена в нарушениях, то следующие три года проверки можно будет вообще не проводить". Но пока эта инициатива проходила "горнило" согласований, она изменилась.
В чем суть каникул в том виде, в котором они предложены бизнесу: с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) не будут проводиться в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), отнесенных к малым. Чтобы быть отнесенным к категории "малое предприятие" годовая выручка предпринимателя не должна превышать 800 млн руб., а численность работников – 100 человек. Не будут распространяться "надзорные каникулы" на те фирмы и ИП, которые в течение трех последних лет были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых была приостановлена.
Но дьявол кроется в деталях. В нашем случае - в исключениях. Мораторий не коснется деятельности юрлиц и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. К ним относятся организации и предприниматели, работающие в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и в соцсфере. Также запрет проведения плановых проверок не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о налоговом контроле, надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, в сфере использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др.
Кроме этого, как показывает моя практика, проведение именно плановых проверок не доставляет предпринимателям особых неудобств. Они знают об их проведении, их заранее предупреждают о визите контролера и тд. К тому же план проверок согласовывается с прокуратурой. Проверки внеплановые - вот настоящая головная боль. А ее лечение в законе о надзорных каникулах никак не предусмотрено. С другой стороны для государства это, наверное, решительный и символический шаг: отказаться от функции контроля хоть и в такой - не очень большой - части.
- Будет ли эффективен новый закон без реформы контрольно-надзорных функций государства?
- Все о чем мы говорили выше, не позволяет лично мне надеяться на какой-либо серьезный эффект от внедрения этого закона. Это знаете, как лечить головную боль, прикладывая к виску капустный лист. Или делать косметический ремонт в аварийном доме. Отношениям между надзорными органами и предпринимателями, абсолютно точно, нужна кардинальная перезагрузка. Нужен риск-ориентированный подход, который предполагает отказ от "тотального бесконечного контроля" предпринимателей. Это такой способ организации контроля и надзора, при котором предприятия проверяются в зависимости от категории риска или класса опасности. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
И нужно, конечно, менять само отношение к вопросу. Другая наша идея заключается в том, чтобы проводить предупредительные проверки в случае начала деятельности или открытии какого-либо нового направления в уже действующем бизнесе. Часто основной причиной формальных нарушений является недостаточная правовая грамотность предпринимателей и такие профилактические проверки, проводимые не для наказания, а для предупреждения, могли бы быть эффективны и полезны как для контрольно-надзорных органов, так и для самих предпринимателей. То есть это такая своеобразная консультация представителя контрольного органа, который должен указать предпринимателю на недостатки, на какие-то моменты противоречащие требованиям. Подсказать, как их правильно устранить. Итогом этой проверки не должна быть никакая мера наказания.
Зачастую контрольно-надзорные органы рассуждают так: главное, зайти на предприятие, а уж за что привлечь точно найдется. Вспомнился один документ - распоряжение органа контроля, согласно которому к внеплановой проверке привлекались 14 специалистов. В их числе даже эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений. Столь впечатляющий и количественным и качественным составом коллектив привлекается для проверки… нет, не завода и не больницы, а маленького продуктового магазинчика в небольшом селе в одном из районов Тюменской области. Дальнейшие комментарии тут, как говорится, излишни. В России существует 102 вида надзора, осуществляют его 48 только федеральных проверяющих органов, плюс органы муниципального и регионального контроля. Все они в общей сложности проводят почти три миллиона проверок в год.
- Меры, предусмотренные законом о введении моратория, должны носить системный и постоянный характер или его главная задача решить проблемы бизнеса сегодня?
- Мораторий, как правило, это некая временная мера, нацеленная на оперативное решение возникших задач. Правда, по поводу оперативности тут тоже можно поразмышлять. Не менее трех лет идея о надзорных каникулах шла к своему воплощению. Но на фоне "Платона" (российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн – прим. редакции), ЕГАИСА (единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – прим. ред.) и т.д. эти надзорные каникулы могут пройти тихо и незаметно. Получилось - шаг вперед и два назад...
- Какую роль в реализации этого закона и в повышении ответственности бизнеса может и должно решать предпринимательское сообщество? Будет ли мораторий на плановые проверки компенсироваться повышением самодисциплины предпринимателя и его ответственности?
- Я понимаю, что вы имеете в виду. Свобода, конечно, подразумевает ответственность. Уверена, что те предприниматели, которые ведут свой бизнес добросовестно, так и будут продолжать его вести правильно и порядочно. Для тех же, кто этого не делал, "надзорные каникулы" вряд ли станут побудительным мотивом для внедрения изменений.
Борис Олейник