Андрей Шальнев: многое зависит от активной работы глав муниципалитетов
Очень многое зависит от активной работы глав муниципалитетов. Такое мнение высказал заместитель директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Андрей Шальнев.
Андрей Николаевич, а какова сейчас роль глав органов местного самоуправления в развитии экономики своих территорий?
• Велика, если даже не определяющая. Значительное время существовала уверенность, что развитие экономики территорий, решение их бюджетных проблем и привод крупных инвесторов на территорию исключительно задачи региональных органов власти. Губернатор Владимир Якушев за последние несколько лет сумел существенно поменять такую квазизакономерность.
В чем это конкретно выражается?
• В достаточно простых на первый взгляд проектах. Если помните три года назад зазвучало такое определение как индустриализация 3D. В этом термине не было ничего заумного - мы просто разложили всю работу по развитию экономики на три уровня. Первый - это отработка суперкрупных проектов уровня СИБУР, Антипинский НПЗ, УГМК, завод "АминоСиб" и так далее, когда все вопросы поддержки, земли, сетей и льгот решаются быстро и индивидуально. Второй - это создание сети индустриальных парков, в рамках которого земли, сети и налоговые льготы предлагаются инвестору в пакете, чтобы быстрее стартовали именно индустриальные проекты, потому что по ним минимальные ставки рентабельности и высокие проценты по коммерческим кредитам.
И самый важный - третий, это малая индустриализация, задача которой состоит в том, чтобы в каждом муниципалитете появилось по несколько промышленных либо аграрно-промышленных производств, что дает возможность людям не уезжать с мест в поисках работы, местному бюджету получать пополнения, и экономике региона активно развиваться. Вот именно этот третий уровень и стал самым важным для жителей области, потому что на крупные проекты могут попасть не все, индустриальные парки будут развиваться вокруг крупных населенных пунктов и инфраструктурных узлов, а хорошо оплачиваемая работа нужна всем по принципу "здесь и сейчас". Потому и пошла активная отработка именно этого направления.
В чем она выражалась, можете описать?
• Мы создали для всех муниципалитетов систему повышения их инвестиционной и предпринимательской активности через обучение и стимулирование управленческих команд, совместное планирование действий. Для каждой территории был создан свой план развития экономики, где прописали конкретно какой проект, на какой площадке и когда может появится. Кто отвечает за те или иные действия для того, чтобы он быстрее появился и успешнее заработал. Создали управленческие команды из сотрудников администраций муниципалитета. Как правило, это сам глава и сотрудник регионального правительства.
Кроме того, по поручению губернатора Тюменской области был внедрен ряд стимулирующих факторов для муниципальных команд - от премирования до дисциплинарной ответственности, а также заработала процедура оценки ключевых муниципальных услуг, ориентированных на бизнес, проводимая общественными бизнес-организациями. Пошла плотная учеба глав и ключевых сотрудников их администраций. И еженедельная проработка по каждому муниципалитету по его локомотивным проектам. Именно такая последовательность действий в системе дали уже определенные результаты.
Какие результаты, можно поподробнее?
• Можно. Возьмем два типичных района - Исетский и Юргинский.
В Исетском за последний год стартовало три новых крупных проекта. Новый завод по переработке полимеров в районном центре на 150 рабочих мест. Сейчас началось строительство деревообрабатывающей фабрики на 120 рабочих мест. Идет расширение при прямой поддержке поддержке крупнотоварного молочного производства "ЗапСибХлеб-Исеть", что также даст несколько десятков рабочих мест.
В Юрге идет строительство масштабного комплекса по выращиванию и переработке индейки. На старте строительство крупного промышленного свинокомплекса с переработкой. Параллельно идет строительство трех ферм разными частными инвесторами. Суммарно все эти проекты дадут более 500 новых рабочих мест. Т.е. в этих двух территориях работу фактически получит каждый, кто готов работать. По другому задышат и муниципальные бюджеты, когда эти объекты заработают на полную мощность. А регион станет еще сильнее в части своей экономики. Вот вам конкретный пример слаженной работы глав муниципалитетов и областного правительства. На благо всем и каждому жителю территории.
Впечатляет. А есть еще такие примеры?
• Хорошо пошла работа в Тюменском районе - его глава Светлана Иванова вошла в курс дела по каждому проекту и сама является навигатором по такому движению. Не сомневаемся, по району пойдет резкое наращивание индустриального производства за счет проектов, которые реализуются в самых разных территориях, а также скоро начнут стартовать площадках индустриальных парков. Есть хорошие результаты по Ишиму, где за последние два года заработали семь промышленных проектов.
Но главная работа еще впереди - такие результаты должны быть в каждом районе и городском округе. Иначе непонятно, чем конкретно занимается глава в части достижения своей важнейшей цели по развитию экономики и созданию новых рабочих мест. Мы всем даем равные условия по помощи, поддержке и обучению. Дальше все зависит от чистоты намерений, желания работать и наличия доброй воли каждого местного руководителя. Именно на это и нацеливает в каждом своем послании нас всех губернатор.