Роспотребнадзор советует тюменцам внимательно читать договор и не торопиться с его подписанием
Внимательно читать договор об оказании услуг и не торопиться с его подписанием рекомендовал тюменцам начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Артем Никоза.
На брифинге по вопросам недобросовестной предпринимательской деятельности в сфере потребительских отношений он рассказал о том, какими методами пользуются для обмана потребителей нечестные организации и способах защиты интересов клиентов.
Несколько десятков обращений в 2018 и 2019 годах приняли в управлении на одну из тюменских медицинских клиник. Привлекая клиентов бесплатной консультацией и диагностикой, сотрудники учреждения сообщали о наличии у них заболеваний, нередко угрожающих жизни, и убеждали заключить договор на оказание медуслуг.
"В ходе разбирательства из разговора с потребителями стало ясно, что в клинике либо сообщают клиентам о том, что услуги будут оказаны в кредит на эксклюзивном оборудовании и с гарантированным результатом, либо вообще не сообщают о кредите и говорят о рассрочке без процентов. Когда клиенты изучают документы дома и понимают, что со здоровьем все не так плохо, либо не готовы поправлять его за такую сумму, они обращаются в организацию с просьбой расторгнуть договор и вернуть деньги. Сначала в клинике им могут и отказать, затем согласиться на возврат денег, который может затянуться на два месяца, и сумма, бывает, возвращается не полностью, а за минусом оказанных услуг. Между тем аналогичную услугу он мог бы получить дешевле в другом месте. Но главный вопрос - до каких пор будут возвращать деньги. Есть ощущение, что до поры, до времени, - сказал Артем Никоза. – Конечно, свободу договора никто не отменял, но информация должна быть доведена достоверно и понятно, чтобы потребитель мог сделать выбор о необходимости для него такого договора".
Такую схему, уточнил представитель управления, ссылаясь на слова клиентов, использует ООО "Клиника Сибирская". После обращения в Роспотребнадзор клиентам возвращено более 900 тыс. рублей в досудебном порядке.
Жалобы от тюменцев поступают и на юридические фирмы, которые берутся отстоять интересы покупателя в споре с продавцом или исполнителем за значительную сумму, часто без обращения в суд. Документы фирма подготавливает некачественно, итоговый результат для клиента - нулевой.
"Речь идет о фирме "Префект", на них поступило 13 обращений от потребителей. Мы несколько раз обратились в пользу потребителей с иском к этой организации, несколько раз привлекли к административной ответственности, все дела в нашу пользу решены, - сообщил Артем Никоза. – Если есть спорная ситуация между продавцом и покупателем, лучше сразу обращаться в Роспотребнадзор. Юридическая помощь, чтобы написать жалобу к нам или в прокуратуру, не нужна в принципе. У потребителя есть право на самостоятельное обращение. Даже если оно не обосновано, мы дадим ответ. А если обосновано - поможем".
Доверчивостью тюменцев, по словам представителя Роспотребнадзора, нередко пользуются фирмы, которые оказывают услуги на дому: устанавливающие оборудование или производящие ремонт по завышенным ценам. Чаще всего пострадавшими от их действий оказываются инвалиды и люди старшего возраста.
"Деньги в таком случае деньги вернуть сложно: услуга уже оказана, акты подписаны, работы произведены, - рассказал Артем Никоза. - Нужно запомнить раз и навсегда, что нельзя заключать дома никакие договоры, не передавать дома деньги".
Чтобы избежать неприятных ситуаций, тюменцам рекомендуют соблюдать ряд правил:
- Не пускать в квартиру посторонних людей, находясь дома в одиночестве.
- При предложении подписать договор требовать показать условия, где указаны стоимость товара/услуги, способы оплаты, сроки выполнения работ или оказания услуг, а также сроки передачи товара.
- Не подписывать договор, не прочитав его.
- Не передавать денежные средства, если товар или услуга потребителю не нужны.
- Перед подписанием договора взять время на размышление и уточнение мнения близких людей.
В Роспотребнадзоре напоминают, что даже в случае положительного решения суда получить компенсацию у недобросовестной фирмы потребитель не всегда сможет: к этому моменту на ее счетах уже может быть пусто.
Татьяна Ковалева