• 19 апреля 202419.04.2024пятница
  • USD94,0922
    EUR100,5316
  • В Тюмени 12..14 С 2 м/с ветер восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Профессор Асмолов представил концепцию смыслового образования тюменским педагогам

Общество, 10:52 28 июня 2019

ИА "Тюменская линия" | Фото: ИА "Тюменская линия"

Концепцию смыслового образования представил педагогам Тюменской области профессор Российской Академии образования Александр Асмолов. Лекция прошла в рамках образовательного форума ТОГИРРО.

По его словам, современное образование должно взрастить детей-почемучек. Школьники без устали должны задаваться вопросами и искать ответы у педагога.

"В системе смыслового образования все начинается не с педагога и не с ученика, а с диалога между ними. Первое правило смыслового образования – педагог выступает как человек, который мотивирует ученика, а не авторитарный властитель, который говорит, как надо сделать. А ученик, как почемучка, не дает покоя педагогу. Ученик имеет великое право – право на ошибку. Потому что в мире неопределенности жестких ответов быть не может", – убежден Александр Асмолов.

Он обратил внимание аудитории на то, что обществу никогда не жить в стабильном мире – это утопия. Жизнь постоянно меняется, поэтому искусство навигации в мире бурь – самое педагогическое искусство. Педагог с 50-летним стажем, профессор Асмолов призвал педагогов принять вызовы современности: неопределенность, сложность и разнообразие.

"Помните фильм "Доживем до понедельника"? Там задается вопрос: "Что такое счастье?". И следует простой ответ от ученика: "Счастье – это когда тебя понимают". Идеология развития начинается тогда, когда вы понимаете, что такое жизнь. Жизнь – это не адаптация, это развитие. Каждый человек является субъектом своего развития, хозяином своей судьбы", – подчеркнул доктор психологических наук.

Свою речь Асмолов щедро снабдил цитатами известных писателей, как оказалось, неспроста. Так он наглядно показал преподавателям значение мировой литературы в развитии человека. По его словам, последние исследования показывают, что мировые топ-менеджеры в юности читали произведения фантастов XX века – Жюль Верна, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери.

"На первый план сегодня выходит проектная активность. И профессионализация – это формирование компетенции в условиях изменения профессии. Мы должны понимать, что важен не капитал, а потенциал каждого из нас. Сегодня наш ребенок, как Юлий Цезарь, многозадачен. Отсюда идеология поддержки разнообразия. Каждый из вас – автор самого себя. И наши дети все более становятся авторами самого себя. Наши дети с трех лет идут другой дорогой: сегодня каждый ребенок сам себе Гугл и Яндекс", – пояснил Асмолов.

Поколение Y – нынешняя молодежь - делится на поколение Net (Интернета) и поколение Waithood (отсроченного ожидания), считает Александр Асмолов. Он также предостерег от ранней профориентации детей: "Пусть ребенок у вас маленький Леонардо, маленький Паганини, маленький Пушкин – ну дайте ему мир обнять, а не гоните по узкоколейке".

Взамен принципу адаптации к реальности приходит преадаптивность – умение воспринимать неопределенность как возможность. 80% профессий, которые будут востребованы через 15-20 лет, обществу еще неизвестны. Преадаптивность – это формирование будущего, логика в мире перемен, утверждает профессор. Он представил пирамиду преадаптивности Асмолова.

"Кто из вас слышал вопрос: "А тебе что, больше всех надо?". Приветствую вас, неадаптанты! Когда в нас гасится преадаптивность, мы становимся роботами. Код каждого из нас – это непредсказуемость. Учить учиться – формула самодвижения - должна стать формулой образования", – считает педагог.

Учитель становится режиссером конструирования возможностей, его задача – мотивировать, мотивировать, мотивировать. Не преподносить готовые ответы ученику, а мотивировать его, чтобы ребенок как можно больше спрашивал: "Почему?".

Учитель математики и информатики тюменской школы № 62 Ирина Субботина отметила, что многое сказанное профессором пригодится не только для педагогической практики, но и для личностного развития. "Прежде чем начать мотивировать детей, нужно научиться мотивировать себя", – отметила она.

Подробнее о "Психологии перемен" Александр Асмолов расскажет в четырехсерийном документальном фильме на телеканале "Культура".

Ирина Ромашкина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен