Обязательное постановление Тюменской городской думы об организации в городе извозного промысла
§ 1. Лица, желающие заниматься извозным промыслом, должны получать предварительно удостоверения полицейского управления о неимении со стороны последнего препятствий к занятию извозничеством. Затем, представляя эти удостоверения в городскую управу, должны внести установленную плату за право извоза, дают подписку в соблюдении настоящих правил, которые выдаются им тогда же под расписку и получают свидетельство и жестяной ярлык с выбитым на нем №, тогда они обязаны явиться в полицейское управление, предъявить паспорта тех лиц, которые будут ездить от них, как работники, и получают бесплатно второй экземпляр жестяного ярлыка с тем же №. Один из этих номерных знаков извозчики обязаны иметь всегда при себе на виду, на кафтане, сверх одежды, другой же прибивать к экипажам также на видных местах: на летних — с левого боку экипажей, а на зимних — на левой половине передка экипажей, перед кучером.
Кроме того, тот же № должен быть написан белою краской крупными цифрами сзади, на кузове экипажа, и на фонарях, для ночного времени. На ярлыке, выдаваемом извозчику, должна быть, кроме №, надпись: "извозчик имеет при себе таксу".
Без всех этих ярлыков и написанного на экипаже №, извозчики ездить не имеют права.
§ 2. К занятию извозным промыслом не допускаются лица: а) моложе 18 лет; б) подвергавшиеся суду и наказанию за кражу, мошенничество и грубое обращение с пассажирами; в) дряхлые старики; г) лица нетрезвого поведения и д) замеченные в неисполнении этих правил. Хозяевам, под опасением потери права на извоз, запрещается нанимать в работники лиц нетрезвых и дурного поведения, а также наказанных по суду за кражу и буйство. В случае перемены работников хозяева должны немедленно заявить в полицию паспорта вновь нанятых работников и по требованию полиции обязаны переменить того или другого работника беспрекословно.
Примечание: лица, сосланные в Сибирь, могут быть допущены к извозу, если в Сибири вели себя хорошо и если со стороны полицейского управления нет каких-либо причин к недопущению таких лиц до извоза.
§ 3. Извозчики обязываются иметь лошадей здоровых, неизнуренных, хорошо выезженных и непугливых; экипажи, как летние, так и зимние, иметь чистые и прочные с фонарями для ночного времени; сбруя и вообще вся упряжь должна быть приличная. На экипажах летних должны быть прочные зонт и запоны на случай дождя, а на зимних — ковер или кошма под ноги седока и приличная полость. Экипажи свидетельствуются, по распоряжению исправника, и если окажутся неисправными или ветхими, то задерживаются и в езду не допускаются впредь до исправления. Если от непрочности экипажа произойдет несчастие с седоком, то хозяин экипажа подвергается взысканию по 129 ст. мир. уст.
Извозчики должны быть одеты в приличные кафтаны из темного сукна, и опоясаны кушаком темного же цвета или ремнем.
§ 4. Передача или продажа в другие руки взятых из управы биржевых знаков не дозволяется без разрешения управы; причем лицо, приобревшее знак, должно соблюсти все те формальности, какие требуются вообще для поступления в извозчики, то есть, должно предъявить документы о личности и поведении и заявить о перемене полиции.
§ 5. Срок права производства легковой езды оканчивается к 1 января каждого года; по миновании же года никто из имеющих биржевый знак прошедшего года не может заниматься этим промыслом далее без новою знака от управы.
§ 6. Извозчикам дозволяется стоять не только на определенных для бирж местах, но и врассыпную по улицам города, но строго воспрещается стоять среди улиц и проулков, а также заставлять где-либо проезд. Они обязаны становиться около тротуаров, вдоль по улице, и только в тех местах, где будет указано исправником, по соглашению с городским головой.
§ 7. Подавать экипажи по требованию публики должно тихо, по очереди, а не скакать вперегонку; при езде держаться правой стороны; езда должна быть уверенная и осмотрительная; обгонять экипажи и делать тем стеснение в проезде воспрещается. Седок не лишается права требовать с биржи, по своему усмотрению и не очередного извозчика.
§ 8. На биржи извозчики не должны выезжать в пьяном виде и должны соблюдать приличие: не кричать, не ругаться, не заводить между собой драки, дерзостей и грубостей пассажирам не говорить, не надоедать проходящим с предложением услуг, не насмехаться над проходящими, а тем более не произносить бранных слов.
§ 9. Извозчики не должны отходить от лошадей своих, при неизбежной же надобности в этом обязаны оставить лошадь под чьим-либо присмотром. Не должны толпиться у подъездов трактиров, театра, клубов, питейных домов. У клубов и других мест, где бывает большой съезд публики, должны занимать места по указанию полиции.
§ 10. Извозчики отвечают за целость вещей, оставленных седоками в экипажах на их хранении, и если кто из пассажиров потребует себе биржевый знак в обеспечение сохранности оставляемых вещей, то извозчик обязан дать его беспрекословно. Забытые седоками вещи извозчики обязаны немедленно возвратить по принадлежности или представить в ближайшую полицейскую часть.
§ 11. По требованию полицейских чиновников и служителей, извозчики обязаны бесплатно везти поднятых на улице заболевших, ушибленных, пьяных, скоропостижно умерших и проч.; равным образом, обязаны бесплатно везти полицейских чиновников и служителей, следующих на пожары и преследующих воров, грабителей и других подозрительных личностей, бегущих в виду преследователей.
§ 12. Ломовые извозчики обязаны по сделанной тревоге являться на пожары: ближайшие к месту пожара должны явиться на пожар в своих экипажах для отвоза спасаемого имущества, а ближайшие к пожарному двору являются к последнему и, взявши там запасные бочки, должны возить в них воду на пожар, доколе не будет в ней надобности. За выезд они получают плату по таксе, установленной для водовозов, а именно: за каждую первую бочку по 50 коп. и за последующие по 25 коп. Если пожар будет продолжительный, то усталые извозчичьи лошади заменяются другими.
§ 13. Ломовые извозчики при езде по улицам должны иметь в связках не более двух лошадей и на передней лошади каждой связки одного возчика. Для пропусков поперечно проезжающих экипажей, управляющий связкою извозчик немедленно останавливает лошадей.
§ 14. Членов городской управы и вольного пожарного Общества извозчики обязаны возить на пожары беспрекословно за плату по таксе и во всяком случае не дороже 20 коп. за конец — днем и 30 коп. — ночью. За увечье на пожаре извозчичьей лошади хозяину уплачивается управою ее стоимость.
§ 15. Надзор за извозчиками на каждой бирже возлагается на избираемого из среды их биржевого старосту, которого они обязаны слушать во всех требованиях, не противных этим правилам. Старосты эти выбираются на каждой бирже и утверждаются полицейским управлением.
§ 16. За сделанные работниками проступки и уклонения от сих правил отвечают их хозяева.
§ 17. Плату с седоков и пассажиров предоставляется получать по нижеустановленной таксе:
Для легковых.
1) Летом и зимою извозчики получают плату за езду в обыкновенных экипажах, с одного седока, за первый час 25 коп., за каждый последующий час по 20 коп.
Примечание:
1) При этом в расчет времени езды принимается и простой извозчика по надобности седока.
2) За второго седока по всем рубрикам таксы, как почасно, так и за концы, прибавляется по 10 коп.
3) За езду во время масленицы, Св. Пасхи, двух дней Рождества Христова, в день Нового года, а также за катанье во всякое время плата назначается по 50 коп. в час, а на поездки в концы доплачивается по 10 коп.
4) Плата за езду в один конец определяется таким образом: а) от вокзала до пристаней 25 коп., в Заречье 35 коп., Затюменку 30 коп. и во все места по нагорной части и на городища 20 коп.; б) от пристаней до вокзала 25 коп., в Заречье 35 коп., и Затюменку 30 коп., вовсе места по нагорной части и на городища 20 коп.; г) из Затюменки в нагорные части и городища 20 коп.; д) за конец езды собственно из одной улицы города в другую и на городища 15 коп. При поездке в Загородный сад или оттуда плата увеличивается на 10 коп., откуда бы ни было.
Примечание:
1) В случае езды в экипажах крытых — плата увеличивается во всякое время на 5 коп. в час и конец.
2) Для извозчиков, выезжающих на парах, плата увеличивается на 10 коп. в час и конец.
Для ломовых.
1) Ломовые извозчики за езду в телегах и на дровнях получают плату с одного седока с тяжестью не более 10 пудов во все концы города на 5 коп. дешевле, чем легковые извозчики. Если же будет два и более седока — плата увеличивается на половину за каждого седока, исключая малолетних. Если тяжесть будет более 10, но не свыше 20 пуд., то седок платит в полтора раза более; малолетние платят 10 коп. за конец. При этом для извозчика необязательно помещать на одну подводу более 4 взрослых седоков, с тяжестью при всех их свыше 10 пудов.
§ 18. Лицам, занимающимся извозным промыслом, замеченным три раза в неисполнении этих правил или совершившим выдающийся случай нарушения тишины, или же подпавших под суд, исправник может запретить это занятие и отобрать от них свидетельства, которые возвращаются в управу вместе с ярлыками.
За маловажные же проступки извозчики подвергаются взысканиям по определению исправника до пяти руб. или же лишаются на некоторое время права выезжать для извоза, при чем у таких лиц отбирается на это время ярлык с №.
ПРАВИЛА ЭТИ КАЖДЫЙ ИЗВОЗЧИК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ.
Настоящие обязательные постановления, согласно постановления городской думы, вводятся в действие с 1 августа сего 1895 г.
Александр Храмцов