• 28 апреля 202428.04.2024воскресенье
  • USD91,7791
    EUR98,0270
  • В Тюмени 15..17 С 6 м/с ветер западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Людмила Высоцкая: первая женщина-издатель Тюмени

Общество, 12:14 11 октября 2023

Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени Людмила Высоцкая — в центре | Фото: Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени

"Дочь издателя Константина Высоцкого, тетя пролетарского поэта Василия Князева". "Унаследовала и продолжила дело своего отца — первую в Тюмени типографию". Столь лаконично во многих источниках дается биография значимой для истории Тюмени личности — Людмилы Константиновны Высоцкой (1862–1943).

В этом материале предпримем попытку объединить разрозненные источники и рассказать подробнее о судьбе первой тюменской женщины-издателя. Кроме того, попробуем разобраться, что выпущенные в типографии Высоцкой книги говорят нам о жизни тюменцев до революции.

Людмила Высоцкая родилась в 1862 году в Тюмени в семье человека, которого прозвали "душой тюменской интеллигенции" — Константина Высоцкого. "Ходячая гуманность", человек демократических взглядов, основатель фотомастерской (1866) и типографии (1869) — первых в Тюмени. (Подробнее о Константине Высоцком — в нашем материале). Константин Николаевич был женат на Людмиле Афанасьевне, дочери священника. У супругов, помимо дочери Людмилы, родились дочь Мария (1860) и сын Николай (1864), в будущем — выдающийся российский и советский геолог.

В альбоме с фотографиями семьи Высоцких можно обнаружить любопытный снимок. На нем запечатлена часть интерьера — рабочий стол, над которым — групповая фотография, картина и другие предметы. На обороте снимка следующая надпись: "Моя комната где я поселилась после окончания курса гимназии в 1880 г. Л.В.". Вероятно, надпись сделана рукой Людмилы Константиновны. В списках учениц Тюменской женской прогимназии за 1870-е годы обнаружить имя Людмилы Высоцкой нам не удалось. Какое именно учебное заведение она окончила, пока не представляется ясным.

Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени Снимок интерьера | Фото: Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени

В 1886 году Константин Высоцкий скончался, а с марта 1887 года заведенной им типографией стала руководить его 24-летняя дочь Людмила. В Тобольской губернии Тюмень занимала второе место по выпуску книг — после административного центра. В отличие от Тобольска, казенных типографий в Тюмени не было, вся издательская деятельность была частной. Это отличие во многом определяло репертуар издаваемых книг.

Электронный ресурс Президентской библиотеки имени Ельцина Сведения о типографии Л.К. Высоцкой. Календарь Тобольской губернии на 1891 год | Фото: Электронный ресурс Президентской библиотеки имени Ельцина

Исследователь книжного дела Тобольской губернии Елена Коновалова отмечает, что типография Высоцких в Тюмени была хорошо оснащена с технической точки зрения: "В ней работали две скоропечатные машины, ручной типографский станок для печатания нот, небольшая машина "Бостонка" для изготовления печатной продукции малых форм. В типографии Высоцкой имелся пресс, что говорит о наличии переплетного оборудования. В начале XX века здесь выходили книги даже в картонных переплетах".

Подчеркивается, что о больших технических возможностях говорит рекламное издание "Образцы шрифтов, политипажей и украшений типографии Л.К. Высоцкой в Тюмени". Обратимся к облику готовых изданий. Посмотрите, сколько вариаций шрифтов использовано на титульном листе "Заочных уроков теории и музыки игры на семиструнной гитаре" Алексея Афромеева, вышедших в типографии Людмилы Константиновны.

Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени Титул издания "Заочных уроков" гитариста Алексея Афромеева | Фото: Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени

Что до репертуара изданий, то большинство выпущенных в типографии Людмилы Высоцкой книг — это уставы и отчеты благотворительных обществ Тюмени. Звучит, согласимся, не слишком-то увлекательно. Однако из этих документов можно почерпнуть много любопытного о реалиях тюменцев того времени.

Заглянем в "Отчет по любительскому спектаклю, устроенному гг. любителями драматического искусства 18 августа 1891 года" в Тюмени. Спектакль любительский, но посмотрите, кто в нем задействован! Судя по перечисленным расходам: парикмахер (уплачено — 4 руб.), декоратор (15 руб.), оркестр (23 руб.), прислуга (20 руб.). К спектаклю организовали буфет, для чего закупили пиво на 7 руб., а также яблоки и виноград на 3 руб. 50 коп. За официанта, белье, люстры и некоторые принадлежности для буфета отдано 7 руб. 80 коп. В траты закладываются наряд полиции и солдат — 3 руб. Всего на спектакль были проданы билеты на сумму 206 руб., после всех расходов чистой пользы вышло на 109 руб. 14 копеек, которые передали Обществу попечения о бедных в Тюмени.

Или другое любопытное издание, вышедшее в типографии Людмилы Высоцкой — "Каталог музея при Александровском реальном училище" (1905). Как известно, в стенах учебного заведения хранилась часть коллекции Ивана Яковлевича Словцова, директора училища. Из предисловия книги узнаем, где и при каких обстоятельствах были собраны экспонаты — от самого Словцова: "Перечисленные в этом каталоге коллекции в большинстве я начал собирать тридцать пять лет назад. Для этого я ездил на Тянь-Шан, плавал на "салах" при Амур-Дарье и на верблюде — корабле пустыни — по голодной степи. Тоже коллекторство загнало меня в Нерчинский край, на Алтай, на Северный Урал и Пелымский край… В 1879 году коллекции я свои привез в Тюмень на пароходе Тюфина в тридцати двух тюках".

Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени Разворот издания "Каталог музея при Александровском реальном училище" | Фото: Электронная библиотека ТюмГУ. Коллекция: Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени

О масштабах цензуры в те времена узнаем из "Устава кружка любителей музыкального и драматического искусства" (1895). Находим, что на устройство литературных вечеров, спектаклей и публичных концертов тюменская публика обязана каждый раз испрашивать особое разрешение местного полицейского начальства. Более того: "Драматические представления и исполнение на сцене рассказов, стихотворений, куплетов и т.п. допускаются не иначе как с разрешения местного полицейского начальства, при чем на сцене дозволяется постановка только тех пьес, а равно и исполнение лишь таких рассказов, стихотворений, куплетов и т. п., которые разрешены драматическою цензурою при Главном Управлении по делам печати и без всяких отступлений от дозволенных этою цензурою оригиналов".

Непродолжительное время в типографии Высоцкой выходила политическая общественно-литературная газета "Зауралье", фактическим редактором которой был ссыльный большевик Георгий Соломон. Спустя шесть выпусков власти газету закрыли, так как сочли, что в ней агитируют в пользу железнодорожных рабочих.

В 1908 году в типографии Людмилы Константиновны была отпечатана пьеса ссыльного журналиста Петра Рогозинского "Сброшенные оковы", посвященная положению рабочих. Как отмечают исследователи, текст серьезно почистила цензура, притом постановка с успехом шла в тюменском театре. Пьеса хранилась в личной библиотеке Льва Толстого.

Выходили в типографии Высоцкой книги на пароходно-речную тематику, в частности "Движение пароходов товарищества "Курбатов и Игнатов" между Тюменью и Томском" (1892, 1893). В те времена судоходная отрасль в Тюмени получила серьезное развитие, потребность в таких изданиях была существенной.

Помимо предпринимательской деятельности, Людмила Высоцкая была сосредоточена на воспитании детей — племянников (сама Людмила Константиновна замужем не была и своих детей не имела). В 1892 году скончалась от чахотки старшая сестра Людмилы — Мария, а спустя два года умер от разрыва сердца в возрасте 47 лет супруг — купец Василий Князев. Сиротами остались восьмилетний Василий, шестилетняя Евдокия пятилетняя Мария. Людмила Константиновна взяла на себя всю заботу о детях.

Как вспоминал ее племянник Василий Князев, впоследствии известный революционный поэт, тетушка Людмила повезла его в Петербург, чтобы устроить в интеллигентном семействе, а также высылала деньги поступившему в учительскую школу юноше. К слову, из воспоминаний знаменитого врача Станислава Карнацевича о Василии Князеве следует, что типография Высоцкой располагалась в одноэтажном домике возле дома Князевых на пересечении современных улиц Ленина и Перекопской.

О денежной помощи со стороны Людмилы Константиновны узнаем и из письма ее племянницы Евдокии, которое она отправила тете из Москвы: "Напишу сегодня немножко. Вчера поздно легла спать, а голова чуть-чуть болит. Спасибо за деньги. На курсах внесла за право учения".

В 1909 году Людмила Высоцкая, по всей видимости, из-за состояния здоровья, продает типографию своему управляющему Благинину. О том, каким руководителем была Людмила Константиновна, узнаем из благодарственного адреса от работников типографии от ноября 1909 года: "Мы, служащие в вашей типографии, осведомившись, что по случаю Вашего нездоровья, Вы передали типографию другим лицам, прощаясь с вами, как хозяйкой дела, считаем своим нравственным долгом выразить Вам одушевляющие нас чувства сердечной признательности.

Глубокоуважаемая Людмила Константиновна, ведя много лет дело, вы всегда относились к служащим с полной внимательностью и заботливостью, многие из нас, поступив в Вашу типографию с малых лет, уже сделались опытными, полезными тружениками, всегда видя с Вашей стороны доброе, внимательное отношение к нам и теплое участие к нашим нуждам и нашему положению".

Благодарственный адрес Л.К. Высоцкой. 1909 год Л. К. Высоцкая 

При создании текста были использованы работы Сергея Кубочкина, Людмилы Рощевской, Елены Коноваловой, Сергея Филя, а также материалы из коллекции "Высоцкий К. Н. и медиакультура Тюмени".

Влада Нерадовская

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен