В 1974 году в Тобольске открыли железнодорожный вокзал и начали строить нефтехимкомбинат
Далее в сюжете Бренды и знаковые места для книги к 80-летию Тюменской области выбрала молодежь
В Тюменской области 1974 год ознаменован сдачей в эксплуатацию железнодорожного вокзала в Тобольске, началом строительства нефтехимического комбината. Также в этом году наградой был отмечен тюменский комсомол.
Тобольский вокзал, вдохновленный платьем Вячеслава Зацева
В 1974 году был возведен Тобольский железнодорожный вокзал, когда открыли ветку Тюмень – Сургут.
По внешнему виду объекта можно почти безошибочно определить дату — 70-80-е годы ХХ века. Архитектура простая — из углов, серого бетона, с барельефами на больших поверхностях. Проектированием занимался архитектор из Новосибирска Владимир Авксентюк.
"Начало проектирования крупных вокзалов началось с тобольского. Это была линия Тюмень — Сургут, которую проектировал наш институт (прим. ред. — "Сибгипротранс"). Был мини-конкурс на проектирование вокзала. Выступали москвичи и мы. Мы выиграли. Тогда мне удалось проектировать вокзалы на всей этой линии. Работая над тобольским вокзалом, я хотел сделать так, чтобы было видно, что это старинный русский город", — рассказал Владимир Авксентюк в сюжете на Youtube-канале Новосибирской областной научной библиотеки.
Впоследствии за проектирование вокзала Владимира Авксентюка наградили премией Ленинского комсомола. Работая над проектом, архитектор вдохновлялся красным платьем "Россия", которое создал модельер Вячеслав Зайцев. Фотографию наряда напечатали в журнале "Огонек".
Архитектор пытался отразить давнюю историю города, используя в отделке интерьера местный цветной мрамор, мозаичные композиции. Торцевую стену высотного здания, обращенную к перрону, украшает декоративное панно московского художника Германа Черемушкина.
Отметим, в 2018 году вокзал реконструировали и модернизировали. Изменена внешняя отделка, обновлена система навигации, удлинен перрон, построена вторая высокая платформа, на которую из пассажирского терминала ведет теплый надземный переход с лифтами. Усовершенствована система безбарьерной среды для маломобильных граждан.
Комплекс вокзала включает два здания: в шестиэтажном вертикальном расположились вокзальные службы, в двухэтажном горизонтальном — пассажирский терминал: билетные кассы, зал ожидания, ресторан, кафе, камера хранения. Перед вокзальным комплексом оборудована парковка для автомобилей, там же расположена автобусная остановка. Вокзал связан с основной частью города тремя автобусными маршрутами, в том числе экспрессом.
Как сообщили в пресс-службе Тюменского региона СвЖД, поездом из Тобольска можно отправиться в 146 городов России, включая Москву, курорты Черноморского побережья, крупнейшие центры Урала и Поволжья, Омск и Новосибирск, города северных округов Тюменской области.
Полвека назад началась стройка Тобольского нефтехимического комбината
В 1974 году со стартом строительства нефтехимического комбината началась история тобольской нефтехимии. К работам на площадке будущего нефтехимкомбината приступили 7 мая 1974 года. Здесь началась большая Всесоюзная ударная комсомольская стройка.
1 октября была образована дирекция предприятия, которую возглавил Владимир Дзираев, чье имя сейчас носит проспект, ведущий из города на промплощадку. На должность главного инженера пригласили первоклассного специалиста из "Воронежского завода синтетического каучука" Аркадия Наровлянского. Впоследствии именно он первым в СИБУРе получит звание “Заслуженный химик России”. А тогда, в 1974 году, Владимир Дзираев поручил ему собирать кадры для будущего крупнейшего в стране нефтехимкомбината.
“Сама дирекция занимала небольшую комнатку в общежитии 120Б. В ней вполне помещались и канцелярия, и руководство. Нам предстояло построить дома и инфраструктуру для будущих работников нефтехимкомбината. Можно сказать, построить Тобольск заново, совершенно другой город”, — вспоминает ветеран тобольской нефтехимии Светлана Гаврилова.
Совсем скоро после начала строительства Тобольского нефтехимкомбината его дирекция стала занимать уже целый этаж общежития.
Светлана Гаврилова с подругой приехали на большую стройку из Воронежа. Они стали одними из тех кадров, которые подобрал для будущего нефтехимкомбината его главный инженер. Новым местом работы для девушек стал проектно-конструкторский отдел комбината.
“Это было время молодости и романтики. Сибирь, конечно, нас удивила жаркой погодой и комарами размером с птиц! Когда мы приехали, в шестом микрорайоне стояли три общежития, а на месте седьмого и восьмого — леса, леса и леса, — улыбается Светлана Павловна. — Мы сразу приступили к работе: первым делом нужно было спроектировать котельные, топить жилье для приехавших на стройку специалистов. К домам необходимо подвести электричество, канализацию. А дальше пошли проекты на самой площадке — временные котельные для пуска ТСБ, АКП, ЦГФУ”.
С масштабом промышленной стройки могло сравниться только количество применяемых на ней инноваций. Многое делали впервые. Если не придумывали сами, то искали лучшие решения. Так было и с первой товарно-сырьевой базой — ТСБ “Северная”, которая должна была служить площадкой для приема, хранения и отгрузки продукции. В ноябре 1978 года на ТСБ началась сборка первого шарового резервуара для хранения сжиженного пропана. Монтажники собирали их лепестковым методом — такого еще не было. Один такой лепесток производства "Уралхиммаш" весил около 4-5 тонн.
“ТСБ “Северная” стала первым объектом, который был сдан в эксплуатацию. Дополнительной ответственности и сложности добавляло то, что база стояла на болотистой местности. Представляете, если грунт начнет “гулять” под резервуаром со взрывоопасным веществом. Поэтому такие “шарики” были идеальным решением — чем меньше острых углов, тем безопаснее. Были и отечественные резервуары на 20 кубических метров и японские на 600 кубических метров”, — рассказал ветеран тобольской нефтехимии Абузар Зиятов.
В декабре 1984 года была запущена в эксплуатацию центральная газофракционирующая установка предприятия, в 1987 году — установка по производству бутадиена, в 1997 году — изобутилена и МТБЭ.
В 2000 году Тобольский нефтехимический комбинат вошел в состав СИБУРа, его руководство сделало ставку на дальнейшее развитие в Тобольске производства полимеров. В октябре 2013 года в Тобольске запустили первое полимерное производство.
Спустя год СИБУР приступил к подготовке площадки для строительства еще более крупного производства — "ЗапСибНефтехим". В 2020 году комплекс достиг проектной мощности. Также в декабре этого года произошло юридическое объединение "ЗапСибНефтехима" и ранее введенных в Тобольске нефтегазохимических производств. Суммарные мощности по полиэтилену и полипропилену на сегодня составляют 2,5 млн тонн в год. Весной 2022 года "ЗапСибНефтехим" запустил новое производство и получил первую партию отечественного малеинового ангидрида.
В пресс-службе предприятия добавили, в августе 2023 года дан старт строительству нового комплекса дегидрирования пропана и производства полипропилена (ДГП-2), которое позволит выпускать новые марки, которые до этого не производились в России. Мощность нового производства – 570 тыс. тонн в год. Запуск ДПГ-2 выведет Россию в топ-5 мировых производителей полипропилена.
2024 год стал знаменательной датой для "ЗапСибНефтехима" — тобольской нефтехимии исполнилось 50-лет. Именно 25 мая, когда в Тобольске развернулся большой праздник по этому поводу, стартовал обратный отсчет до празднования 80-летнего юбилея Тюменской области.
Открытие Тобольского нефтехимического комбината сыграло значительную роль в индустриализации и социально-экономическом развитии нашего региона, сказал губернатор Тюменской области Александр Моор. Традиции этого предприятия сегодня продолжает и надежно укрепляет промышленный потенциал Тюменской области крупнейший в России нефтехимический комплекс ООО "ЗапСибНефтехим". "Здесь внедряют самые современные технологии, создают новые производства, обновляют оборудование, постоянно работают над улучшением условий труда сотрудников. Благодаря нашему партнерству в социально экономический сфере преображается и город Тобольск", — сказал он.
Губернатор подчеркнул, что производимые ООО "ЗапСибНефтехим" продукты стали основой для развития в нашем регионе других нефтехимических производств, которые обеспечивают разные сферы, от ЖКХ до медицины, качественной продукцией из полимерных материалов.
Тюменский комсомол и орден Трудового Красного Знамени
Не менее важным событием 1974 года является награждение областной комсомольской организации орденом Трудового Красного Знамени. Его присвоили указом президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги комсомольцев и молодежи в освоении нефтяных и газовых месторождений, активную работу по воспитанию молодежи.
Писатель и журналист Анатолий Омельчук сам был комсомольцем и в свое время даже возглавлял на Ямале молодежную радиостанцию "Юность Ямала". Он помнит, как в филармонии проходило большое торжество по поводу награждения областной комсомольской организации — приезжал на событие из Салехарда.
"Пожилые люди на Север уже не ездили. И Ямал, и Югру в основном осваивали всесоюзные комсомольские, студенческие отряды. Ямал даже называли "край с комсомольским значком". Можно честно сказать, у тюменского комсомола были просто выдающиеся лидеры. Это Геннадий Шмаль, Юрий Неелов, Геннадий Чеботарев, Михаил Чазов, Александр Мажаров. Эти люди, действительно, мощнейшие лидеры. Потом они стали крупными государственными деятелями, но состоялись в Тюменской области именно на освоении нефтяных, газовых месторождений", — поделился Анатолий Омельчук.
Комсомол в те годы был самой массовой молодежной организацией в государстве. В ее истории много свершений. Всего на территории области в период с 1965 по 1986 годы насчитывалось 39 Всесоюзных ударных комсомольских строек.
Это и прокладка железной дороги Тюмень – Сургут — Уренгой — Ямбург, обустройство Самотлорского нефтяного месторождения, сооружение Сургутской ГРЭС, Тобольского нефтехимического комбината, нефтепровод Шаим — Тюмень, ЛЭП-500 Тюмень — Мегион — Сургут — Уренгой — Надым, комплекс геологоразведочных работ в Ямало-Ненецком автономном округе и другие.
Кроме всесоюзных, в регионе были и областные ударные комсомольские стройки: Тюменский домостроительный комбинат, Ялуторовский комбинат мясокостной муки, Тюменская ТЭЦ-2 и другие. Вся область в целом была объявлена ударной комсомольской стройкой № 1.
Инна Пахомова