Восемь смен декораций и огромный торт к новому спектаклю создают в Тюменском драмтеатре

Уникальные декорации к спектаклю "Срочно купим слона" создают в Тюменском драматическом театре. Его премьера состоится 27 марта. Сейчас команда художественно-декорационного цеха в составе пяти мастеров трудится над созданием больших подарочных коробок и почти метрового бутафорского торта. Для спектакля будет изготовлено рекордное количество декораций, потому что предусмотрена смена восьми разных локаций. Действие развернется в цирке, дома, на улице и в других местах.
Об этом в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" рассказала начальник художественно-декорационного цеха ТБДТ Наринэ Манвелян.
Женщина служит в театре с 1988 года – уже без малого 37 лет. Это ее первое, единственное и очень любимое место работы. По словам Наринэ, в театре остаются только те, кто действительно ему предан. Именно это помогает пережить трудные времена. Кстати, за все время работы художник-декоратор лишь трижды брала больничный.
Для тех, кто не был за кулисами драматического театра, в частности в цехе, где создают сценическое пространство, небольшая зарисовка. Найти цех можно по специфическому запаху – что-то среднее между спиртом, клеем и ацетоном. Это огромное, абсолютно сюрреалистичное пространство. Первым в глаза бросается гигантский черный паук из спектакля про Буратино, висящий под потолком. Повсюду стоят статуи, крылья, шлемы, черепа, по стенам развешаны картины и рамки, виднеются манекены, птицы, внушительная библиотека из, как выяснилось в ходе беседы, бутафорских книг. На стойке висят головные уборы всех времен и фасонов, перья, замысловатые маски. В шкафу стоят несколько рядов емкостей различных конфигураций. Имеется ванна, над которой расположена вытяжка, раздается стрекот швейной машинки, негромко переговариваются мастерицы, увлеченные работой. Видно, что пришедшие журналисты вмешались в сложившийся годами ежедневный творческий процесс.
По словам Наринэ Манвелян, эта работа никогда не надоедает, потому что всегда разная. Есть простор для фантазии. "К примеру, сказали сделать столько-то подарочных коробок такого-то цвета. Технику изготовления и материал я выбираю сама – это тоже целый процесс, чтобы сделать интересно, качественно, быстро, легко и удобно для актера", - пояснила декоратор. Вдохновляется мастер любовью к работе, театру, коллективу, который за годы работы стал настоящей второй семьей.
Руководитель цеха рассказала, что в работе используется широкий спектр материалов: картон, поролон, пенопласт, газеты, пластик, причем никогда ничего не выбрасывается, лежит годами, потому что может понадобиться.
Мастера ТБДТ большинство декораций делают вручную. Причин тому несколько. Во-первых, когда в процессе участвуют душа и руки мастера, то результат отличается от машинного производства. Второе – конструкции получаются более прочными. К примеру, на одном из спектаклей другого театра Наринэ увидела, как актер бросил на пол в экспрессии рыцарский "металлический" шлем, напечатанный на 3Д-принтере, а он разлетелся вдребезги.
Как оказалось, декорации и реквизит не всегда известны заранее, многие вырисовываются в процессе репетиций. После чего художник спектакля высылает уже конкретное техзадание на то, обозначилось в процессе. "То есть сейчас срочно создаем торт высотой 75 сантиметров, режем подушки, обтягиваем коробки, добираем всю мелочь, с которой актеры работают на сцене.
Кстати, в более ранних интервью Наринэ рассказывала об одной из самых сложных работ в ее практике – ростовой кукле хомяка из "Бога резни", на изготовление которого ушли метры искусственного и натурального меха. Приходилось подстригать, подкрашивать, подбирать по цвету.
Сейчас же появилась другая история – об изготовлении декораций к постановке "Семейка Аддамс". В спектакле есть стела, на ней расположено 64 человеческих черепа. "Вырезать их было очень утомительно, и морально, и физически. Они мне снились ночами. И были буквально политы кровью – потому что при их изготовлении мы не раз резали пальцы", - рассказала художник-декоратор.
Вообще же, Наринэ не может выделить какую-то одну любимую работу, потому что каждая для нее, как ребенок. А у хорошей мамы среди детей не может быть любимчиков, считает она. И вспомнила еще один случай из практики. Однажды поступил заказ на изготовление короны для спектакля "Пугачев". Процесс создания был долгим и трудным. А корону в итоге сожгли, да еще и пригласили создателя на это действо.
"Оказывается, по режиссерской задумке спектакль сопровождался видеорядом, именно для него и нужен был эпизод сожжения короны. Я отказалась, было очень обидно, ведь столько труда в нее вложила, клея нанюхалась, все пальцы исколола. Плюсом ко всему пришлось делать еще одну корону для самого спектакля", - поделилась женщина.
Под занавес беседы Наринэ Манвелян рассказала, что первые показы спектакля она смотрит не как зритель, а как профессионал. Подмечает, что нужно укрепить, удачно ли декорации смотрятся на сцене, как ведет себя реквизит, удобно ли актерам. И лишь когда все доведено до ума, вникает в суть постановки. Кстати, с момента начала своей трудовой деятельности она не пропустила ни одного спектакля.
Кроме того, она развенчала миф о том, что художники-декораторы - это такие богемные барышни. На самом деле их работа интересная, но порой весьма тяжелая. Девушки умеют шить на машинке, пользоваться стамеской и ручной пилой, владеют мастерством создания папье-маше, расшивают бисером, не всегда с легкостью, но перекусывают проволоку, владеют технологиями химического крашения и художественной росписи тканей, разбираются в свойствах материалов, клеев, красок лаков, одним словом, универсалы, всех навыков которых не перечислишь.
Инна Кондрашкина