Уникальный образец респектабельного дома: история особняка Панкратьева в Тюмени
| Фото: Сергей Елесин, ИА Тюменская линия
Разрешение построить каменный дом по улице Царской крестьянин Николай Панкратьев (1874–1915) запросил у городской управы Тюмени в 1906 году. На это обращение он получил ответ за подписью городского головы Андрея Текутьева: "…на постройку крестьянином Московской губернии Богородского уезда Николаем Лаврентьевичем Панкратьевым в первой части по Царской улице каменного двухэтажного дома препятствий нет, но при условии устройства подъезда шириной не менее 5 аршин, двух выходов с несгораемыми лестницами и стока воды с крыш в свой двор".
В 1907 году Панкратьев просит управу разрешить ему пристроить к дому каменное крыльцо с несгораемой лестницей и жилое каменное помещение с кладовой, на что получает согласие.
Искусствоведы отмечают, что это характерный для Тюмени образец респектабельного дома, выстроенный в неоренессансной стилистике. Первый этаж особняка занимал магазин, верхние помещения были жилыми.
Основным доходом Панкратьева была торговля мануфактурными товарами. Николай Лаврентьевич вел ее в собственном доме и в городском корпусе на Базарной площади в Тюмени, а также в доме Кутьина в Камышлове.
"Магазины Н. Л. Панкратьева получили большую партию мануфактурного товара. Полный ассортимент летних материалов. Турецкие рисунки: ситца, муслины, батисты, ткани, шелка", — писала "Сибирская торговая газета" в 1911 году. Из другого рекламного объявления известно, что в продаже имелись драп, сукно, кастор, бархат, вельвет, шерстяные материи, шали, платки, шарфы, одеяла, шторы.
В 1909 году в Тюмени было основано "Товарищества пароходства и торговли Ядрышников, Кругляшов и Панкратьев". Кроме Николая Панкратьева в нем состояли тюменский купеческий сын Григорий Петрович и его жена Мария Васильевна Ядрышниковы, а также екатеринбургский мещанин Матвей Александрович и его супруга Феозва Александровна Кругляшовы. Ядрышников выступил членом товарищем и распорядителем в делах товарищества, а все остальные — членами-вкладчиками.
Занимался Николай Панкратьев и общественной работой. В октябре 1907 года он заступил на должность гласного городской думы вместо отказавшегося купца второй гильдии Александра Россошных. Также он состоял в комиссии по разработке правил для обеспечения отдыха служащих от лица владельцев торговых заведений.
В 1908 году Николай Лаврентьевич приобретает в собственность деревянный особняк на углу Царской и Садовой (утрачен), то есть неподалеку от своего каменного дома. В какую сумму это обошлось Панкратьеву, узнаем из заметки в "Сибирской торговой газете" от 23 января:
"Цены на имущества, находящиеся на Царской улице, продолжают стоять очень высоко, и видна повышательная тенденция. На днях Бровцин продал свой дом, где помещается парикмахерская, за 37 тысяч рублей Панкратьеву. Если принять во внимание, что дом старый, деревянный и очень небольшой, то это баснословная цена для Тюмени. Купить это место было несколько охотников".
Дом Панкратьева на углу улиц Царской и Садовой | Фото: группа Тюмень до нашей эры ВКонтакте
Согласно Сибирскому торгово-промышленному ежегоднику за 1914–1915 годы, в собственном доме Панкратьева располагались меховые товары, в доме на Садовой — магазин готового белья, парикмахерская, лавка парфюмерных и косметических товаров, принадлежавшие Костареву и Медведеву. Также в доме работала колбасная "Мюллер".
25 января 1915 года "…города Тюмени купец Николай Лаврентьевич Панкратьев скончался от водянки". 27 января в прессе появился некролог:
"Николай Лаврентьевич Панкратьев Волею Божией скончался после продолжительной болезни, 25-го Января, в 5 часов вечера, о чем жена и дети с глубокою скорбию извещают родных и знакомых. Вынос тела и отпевание 27-го Января в 9 часов утра в Успенской церкви, погребение в Троицком монастыре".
Выразили соболезнования и работники лавок Николая Лаврентьевича Панкратьева:
"Служащие фирмы Н.Л. Панкратьева с глубоким прискорбием сообщают о кончине дорогого и незабвенного хозяина Николая Лаврентьевича Панкратьева, последовавшей после тяжкой и продолжительной болезни, в 4 часа дня".
После смерти Панкратьева владелицей магазина и домовладелицей стала его супруга — Валентина Аркадьевна. В акте описи имущества особняка Панкратьевых от августа 1919 года значится:
"Прибыв в дом по улице Республики под № 23 для приведения в известность имущества гражданки Панкратьевой, скрывшейся около 2 месяцев из Тюмени перед вступлением части Советской армии, нашли следующее имущество...". Из описи можно узнать, какие предметы составляли убранство дома, подлежавшее изъятию: обеденный большой стол, письменный стол, большое зеркало и другие вещи.
Из акта описи особняка от сентября того же года узнаем еще больше об имуществе Панкратьевых. Например, о гардеробе и личных вещах либо самой Валентины Аркадьевны, либо других членов семьи или же прислуги: "…кофточек женских 7, платьев женских 5, юбок разных 10, принадлежности к швейной машинке 1 коробка, пудры 2 коробки, чайная эссенция духи 10 шт, ботинок женских 2 пары". Перечислена в документе среди прочего кухонная утварь: "…кофейник 1, сахарницы 2, сливочников 2…", а также элементы интерьера: "…картины разные, ковер стенный 1, зеркало туалетное".
Сейчас идет реставрация этого объекта культурного наследия. Среди исторических находок в особняке — своды Монье, стальные рольставни польского производителя, маркизы.
Здание восстановят до конца 2025 года. Первый этаж планируют сдавать под общепит.
Влада Нерадовская







