Сегодня Ильин день: ночь становится длиннее, а дожди предвещают будущий урожай
Тюмень. Сегодня православные христиане чтят память пророка Илии. Илия (в переводе с еврейского "Бог — моя сила") — пророк, который родился в городе Фисвы (IX век до нашей эры), был ревностным поборником религии Иеговы и обличителем идолопоклонства.
В народе сегодняшний день называли днем Ильи-пророка или Ильиным днем. На Руси считалось, что Илья — святой суровый, грозный, карающий. В его подчинении дожди, гром, молнии, при этом Илья — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.
В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины, говорили: "То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб", "У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт" или "Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом".
В Ильин день в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в "красный угол" избы: в августе жатве конец, хлеб на зиму запасен. Поселяне устраивали себе постели из новой соломы: "Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (первой) соломе", считали: "Ильинская соломка — деревенская перинка".
По наблюдениям, с Ильина дня на Руси начинается осень, появляются холодные утренники: "До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается", "На Илью до обеда лето, после обеда осень", говорили: "Илья пророк камень в воду бросает", "На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна", "На Илью камень утром прозябает", "До Ильина дня тучки по ветру идут, после Ильина дня против", "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет".
Илья громовержец — повелитель молний и громов. Этот день часто с дождями и грозами, говорили: "Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице", "Илья словом дождь держит и низводит", "На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут — спалит грозой".
Считалось, что если в Ильин день идет дождь – быть обильному урожаю ржи на следующий год. По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет "от очного призора, сглазу и всякой вражьей силы". И еще считали: "На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много", "Ильинская пятница без дождя — пожаров много", "Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой".
Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена. "Пророк Илья лето кончает, жито зажинает", и еще: "К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони". На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты. Муха кусает до Ильина дня, питается, после Ильина запасается, после Ильи комары тоже перестают кусаться. После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна, так как Илья пророк три часа светлого времени уволок: "С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются", "После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи".
На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков, так как: "Илья великий гудит!"

