Катастрофа ATR-72: оперативность пожарных Горьковки спасла уцелевших
Тюмень. Пожарные отдельного поста в д. Горьковка отряда федеральной противопожарной службы №19 Анатолий Колпащиков и Юрий Строганов первыми прибыли на пожарном автомобиле к месту катастрофы самолета ATR-72, упавшего в районе тюменского аэропорта Рощино утром 2 апреля. Отвечая на вопросы журналистов, они рассказали о своих действиях.
Когда и как вы узнали об авиакатастрофе? Какими были ваши действия?
Анатолий Колпащиков: Получив сигнал от диспетчера отряда, мы выехали на место происшествия. Дается команда на выезд - мы исполняем. Я в этот момент был на дежурстве, а Юрий Строганов - на отдыхе, в свободной смене. Я с ним связался, мы выехали вместе. Время выезда - 7 часов 37 минут.
Юрий Строганов: Я как раз выходил из дома, услышал хлопок и увидел облако дыма в стороне аэропорта Рощино. После этого мне поступил звонок: упал самолет, срочно на выезд. От моего дома до пожарного поста метров пятьсот. Пока Анатолий Колпащиков выгонял машину из гаража, я уже был здесь. Оперативно у нас получилось. Примерное направление к месту падения самолета мы получили, выехали, дальше ориентировались по дыму.
Вы уже знали, что упал именно пассажирский самолет? Что вы делали сразу после прибытия на место катастрофы?
Анатолий Колпащиков: Нет, этого мы не знали. Прибыв на место, сразу же начали разворачивать машину, приводить ее в боевую готовность, раскинули рукава, подали воду на стволы и стали выполнять свою задачу - тушить огонь. Из наших коллег на месте катастрофы еще никого не было, мы первыми пробились и пригнали технику.
Известно, что вы обнаружили одного из пострадавших. В каком он был состоянии и какую помощь вы ему оказали?
Юрий Строганов: Видимых повреждений у него не было, только лицо побито, поцарапано, в крови. Человек был в сознании, но в шоке.
Анатолий Колпащиков: Мы посадили его в кабину нашей машины. Парень раненый, раздет, а в машине все-таки относительно тепло. Потом медики его забрали в вертолет и эвакуировали.
В какой части самолета был пожар?
Анатолий Колпащиков: Горел салон. Самолет был разломлен на части. Хвостовая часть и кабина не горели, а средняя часть была объята пламенем. Было открытое горение, но высокого пламени не было.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться во время тушения?
Анатолий Колпащиков: В салоне самолета находились пострадавшие. Поэтому мы старались действовать предельно аккуратно, чтобы не залить их водой, чтобы травмированные люди не захлебнулись.
Вам хватило для тушения пожара ресурсов, находившихся в пожарном автомобиле?
Анатолий Колпащиков: Да, прибывшим позже коллегам осталось только пролить уже потушенные участки, чтобы не было рецидива, чтобы не загорелось по новой. Раньше у нас был маломощный автомобиль на базе ГАЗ-66, предназначенный для тушения лесных пожаров, емкость цистерны у него - одна тонна воды. Сейчас у нас более серьезная машина, берет четыре тонны. Кроме того, в конце прошлого года наш автомобиль прошел капитальный ремонт двигателя - это тоже повлияло.
Сколько времени заняло тушение пожара?
Анатолий Колпащиков: В пределах 20 минут.
Юрий Строганов: И основные силы подоспели вовремя.
Как сообщили корреспонденту агентства "Тюменская линия" в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Тюменской области, отдельные посты пожарной охраны, в том числе и пост в д. Горьковка, предназначены для защиты от огня отдаленных районов и населенных пунктов. Благодаря реализации областной программы пожарной безопасности сетью таких постов в настоящее время прикрыта вся территория региона. Посты обеспечены противопожарной техникой и квалифицированными кадрами - все сотрудники не только проходят обучение, но и регулярно повышают квалификацию.
Своевременное прибытие пожарных из д. Горьковка к месту авиакатастрофы позволило им ликвидировать пожар, не допустив его развития и, тем самым, спасти выживших пассажиров самолета.
Евгений Бабенко