• 23 ноября 202423.11.2024суббота
  • USD102,5761
    EUR107,4252
  • В Тюмени -1..-3 С 2 м/с ветер южный


Эксперты: эффективность управления Тюменской областью может быть полезна Крыму

Общество, 12:08 04 июня 2014
Далее в сюжете Вячеслав Тимченко: законодательство Тюменской области принесет пользу развитию местного самоуправления Крыма

Тюменская область - единственный регион восточной части России, которому поручено оказывать шефскую поддержку Крыму, идеально подходит на роль тьютора как регион со значительными успехами в сфере государственного и муниципального управления. К такому выводу пришли члены экспертного "Клуба Регионов", который объединил ведущих политиков и экспертов.

Институт тьюторства сложился в XIV веке в классических английских университетах и подразумевает форму университетского наставничества. Исторически сложившаяся особая педагогическая должность тьютора призвана обеспечить разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождать процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Нечто подобное происходит в Крыму, который недавно вернулся в состав России. Владимир Путин на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации особо выделил вопросы интеграции Республики Крым и города Севастополя в Российскую Федерацию: "Уже приняты основополагающие законы - Конституция Республики Крым и Устав города Севастополя, которые определили систему органов власти, их полномочия и принципы деятельности в соответствии с законами Российской Федерации. Теперь новым субъектам Федерации предстоит создать комплекс своих региональных законов. И им, безусловно, будет полезен опыт других регионов Российской Федерации".

Став частью России де-юре, Крым должен стать ею и де-факто, а здесь, по мнению депутата Государственной думы, председателя Общероссийской общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления" Вячеслава Тимченко, имеется масса проблем. Очевидно, что федеральные органы могут оказать крупномасштабную помощь, однако постоянный обмен опытом может вестись только на региональном уровне. "Я уже получил полный перечень и содержание всех документов, регламентировавших местное самоуправление в целом на Украине, а также нормативно-правовые акты, принимавшиеся непосредственно в Республике Крым. Все они требуют серьезной корректировки и доработки для имплементации в российское законодательство. В Тюменской области, я считаю, качественно составлены нормативные акты, качественное законодательство в целом, местное самоуправление идет на очень высоком уровне и общение между муниципалами Тюменской области и Черноморского района, шефство над которым взяли сибиряки, принесет большую пользу развитию местного самоуправления на территории всего Крымского полуострова", - отметил он. Существующая структура органов местного самоуправления Тюменской области, по его мнению, наиболее эффективна, и даже те новации, которые предлагаются в рамках всей России, уже давно работают в этом регионе.

Разрабатывая поправки в законодательство о местном самоуправлении, депутаты Госдумы ориентировались на положительный опыт Тюменской области. В качестве основы, при учете местных традиций, Черноморскому району Крыма он будет очень полезен. С точки зрения эффективности управления Тюменская область, по мнению политолога, руководителя "Политической экспертной группы" Константина Калачева, может быть примером. "Здесь действительно выстроена рабочая система отношений органов госвласти и органов местного самоуправления, выстроены более чем рабочие отношения между органами госвласти и партийными структурами. Здесь действительно, что ни возьми, оно выстроено идеально или почти идеально", - подчеркнул он.

Отметим, данные правительственного мониторинга и оценки эффективности регионов свидетельствуют: по сумме таких показателей как продолжительность жизни людей, рост реальных денежных доходов, профилактика социального сиротства, безработица, инвестиции и оценка людьми работы органов власти, Тюменская область удерживает второе место в России. Передача опыта в сфере управления регионом станет Крыму тем более полезной, учитывая тот факт, что у Крыма нет опыта взаимодействия в рамках федеративного государства.

С этим соглашаются и сами крымчане. "Председатель районной администрации и депутат Госсовета Крыма Светлана Лужецкая участвует в принятии новых законов, которые согласуются с законодательством Российской Федерации. Мы понимаем, что устройство региональных и муниципальных органов в Российской Федерации сложное, в каждом регионе своя специфика. Отныне мы работаем в рамках принятой конституции Крыма и впитываем все методологические рекомендации тюменских коллег", - сообщила заместитель главы администрации Черноморского района Республики Крым Любовь Просоедова.

Напомним, Черноморский район состоит из 11 сельских общин (сельских и поселковых советов), которые объединяют один поселок городского типа Черноморское, он же районный центр, 31 село и два поселка - центры сельских советов с прилегающими селами. Площадь района составляет 1 тыс. 508,6 кв. км. Черноморский район имеет самый низкий показатель плотности населения среди сельских территорий Крымского полуострова.

В Тюменской области, как отметил политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, есть своя сложность - там три субъекта Федерации в рамках одной области находятся. "Возможно, именно этот опыт будет полезен Крыму, ведь на его территории тоже будет два субъекта. Может быть, механизмы взаимодействия, существующие в рамках "тюменской матрешки", пригодятся и Крыму", - считает он.

Большая степень экономической свободы налагает большую ответственность. И регионы, по мнению участников онлайн-клуба, смогут помочь Крыму, привив ему умение самостоятельно управлять своей экономикой. Этот регион стал субъектом Федерации, а это немного иной правовой статус по сравнению с тем, чем был у автономной республики в границах Украины.

"Есть в успешных наших регионах различные законы по поддержке предпринимательства, о государственной поддержке инвестиционной деятельности, инновационной деятельности, поддержке социального предпринимательства и т. д. Я думаю, что на Украине и в Крыму этого не было, и, конечно, этот опыт нужно передать, и проекты наших законодательных инициатив передать. Система принятия решений, создание инновационной инфраструктуры, бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки, кластерные парки. Россия пошла здесь достаточно давно и этим опытом нужно делиться", - считает вице-президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия", депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев. Тюменская область, по его словам, - это, во-первых, донорская территория, с очень неплохой наполняемостью бюджета и большой диверсификацией производства. В результате здесь наблюдается достаточно высокий уровень компетенции специалистов. Это обусловливает развитие сферы услуг, где тоже есть хороший опыт, особенно на уровне среднего бизнеса. "Конечно, будет передаваться опыт более удачливых регионов, и понятно, что не все регионы у нас такие. Хотелось бы, чтобы новые наши регионы – Крым и Севастополь – заимствовали самый передовой опыт других российских регионов", - подчеркнул он.

Согласно рейтингу Минрегионразвития, Тюменская область признана лучшей по показателям инвестиционной привлекательности, и вошла в число регионов-лидеров по исполнению бюджета и росту общего объема доходов. Инвестиционный портфель Тюменской области превышает 1,3 млрд рублей.

Сотрудничество Крыма с другими регионами, как считает эксперт по инвестициям независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин, скорее всего, "будет развиваться в форме не передачи опыта, а государственно-частного партнерства, которое будет снижать риски частных инвесторов и способствовать привлечению в Крым инвестиций. "До известных событий экономика Крыма привлекала ежегодно иностранных инвестиций на 200-300 млн долларов (без учета внутренних). После вхождения Крыма в Россию иностранцы оценивают здесь риски как очень высокие, поэтому эти инвестиции уйдут. Следует ожидать, что они будут восполнены за счет федеральных и региональных инвестиций, скорее всего, инвестиций госкомпаний и частных компаний, зависящих от госзаказа. В итоге я ожидаю восполнения выпадающих инвестиций. На возможное инвестиционное сотрудничество Тюмени и подопечного района я смотрю так: если в сильном регионе есть база инвесторов, если этим инвесторам дают гарантии, то такой механизм может способствовать притоку инвестиций", - отметил эксперт.

Основная специализация Черноморского района - сельское хозяйство, особенно животноводство. Площадь сельскохозяйственных угодий Черноморского района составляет приблизительно 127,185 тыс. га, в том числе 5, 919 га орошаются. В районе зарегистрировано 34 хозяйства всех категорий. 18 из них являются крестьянско-фермерскими хозяйствами. И опыт Тюменской области, где в последние годы построено много крупных животноводческих и птицеводческих комплексов, по мнению депутата Государственной думы (фракция КПРФ) Николая Харитонова, может быть очень востребован. "Для возрождения Крыма и его сельского хозяйства нужен план развития агропромышленного комплекса Крыма. Это жизнеобразующая отрасль", - подчеркнул он.

Отдельно эксперты клуба остановились на ситуации в системе образования Крыма, которая, как отметил руководитель Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков, "очень отличается от той ситуации, которая возникает при сопоставлении ситуации в других отраслях". "Огромные проблемы существуют в сфере гуманитарных наук, особенно истории. Особенно много изменений придется вносить в преподавание истории, ведь там были представлены откровенно русофобские концепции. Уровень фальсификации истории в Украине чрезвычайно высок", - считает он.

По всем направлениям реформирования крымского образования Тюменская область работать может, отметила заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке, президент образовательного холдинга "Наследник" Любовь Духанина. "В Тюменской области очень много наработок в сфере образования. Этот регион очень активный. Там очень большая работа ведется по переподготовке учителей, что особенно важно в период, когда Россия переходит на новые федеральные образовательные стандарты. Также там есть много интересных практик по вопросам организации новой структуры уроков, по вопросам организации воспитательной работы и т. д. Я думаю, что тюменским педагогам есть чем поделиться", - подчеркнула она.

По мнению экспертов, перестройки требует и система здравоохранения. До воссоединения с Россией в Крыму стационарная и амбулаторная помощь существовали отдельно, укомплектованность кадрами составляла около 50%. Сопрезидент Объединенной ассоциации заслуженных врачей, заслуженных деятелей науки и работников здравоохранения, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ Валерий Леонтьев, отдав должное хорошей профессиональной подготовке крымских медиков, заострил внимание на административно-организационных проблемах. "Практически на Украине очень мало занимались организацией оказания медицинской помощи и ее управлением. В этом отношении они очень далеко отстали от России. И вот эта инфраструктура построения медицинской помощи достаточно серьезно страдает. У них, например, совершенно нет медицинского страхования. У них совершенно по-другому построена система оказания различных видов помощи, я имею в виду и детской помощи, и высокотехнологичной помощи, и т. д. Поэтому вот ту систему, которой у них нет, но есть в России и уже хорошо апробирована, необходимо будет там внедрить, унифицировать, обучить персонал. Крыму нужно интегрироваться в систему организации и управления медицинской помощью", - отметил он.

Что касается задач, стоящих перед теми российскими регионами, которые курируют крымские территории, то очевидно, считает Леонтьев, что необходимые для перестройки системы сведения можно получить непосредственно от людей, которые разрабатывали эти системы, у которых они уже в действии, которые знают их недостатки и преимущества и могут обучать коллег с учетом этих недостатков и преимуществ. И работа регионов с районами Крыма позволяет сделать более эффективным это обучение, более эффективным внедрение нового, уже с учетом того опыта и преимуществ, которые мы имеем, или, наоборот, с учетом недостатков.

В марте 2014 года в Тюменской области открыт специальный счет "Крым" для пожертвований от предприятий и частных лиц. Благодаря средствам, собранным на этом счете, удалось направить в Черноморскую ЦРБ медикаментов и лекарственных препаратов на сумму 5 млн рублей. Это позволит продолжать лечение жителей Черноморского района в условиях переходного периода, когда прежние каналы финансирования оказались перекрыты, а новая система еще не выстроена. Своеобразную точку в обмене экспертными мнениями поставила ставит заместитель главы администрации Черноморского района Республики Крым Любовь Просоедова. "Мы очень плодотворно сотрудничаем с Тюменской областью в направлении методической и материальной помощи в организации надлежащего функционирования объектов ЖКХ и социальной сферы, - отметила она, - Мы очень признательны и благодарны и руководству Республики Крым, и губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву и его команде за внимание и понимание проблем нашего района. После делегации губернатора уже приезжали руководители и технические специалисты строительных организаций. По его поручению они рассматривали поставленные вопросы, знакомились с объектами. Принятые решения уже исполняются – очень оперативно, очень быстро и квалифицированно. Мы многому учимся и большие надежды возлагаем на помощь руководства Тюменской области".

Владимир Якушев, врио губернатора Тюменской области, которому, как и главам других 15 российских регионов, поручено оказывать методическую и материальную помощь Крыму, одним из первых приехал в Крым с делегацией специалистов различных тюменских ведомств, чтобы самому на месте оценить масштаб предстоящей работы по обеспечению функционирования объектов ЖКХ и соцсферы.

"У нас сложилось четкое понимание, что мы должны делать. Разработана программа сотрудничества между Тюменской областью и Черноморским районом, - сообщил он на одной из пресс-конференций. - В первую очередь она затрагивает вопросы функционирования органов власти, бюджетной сферы. Нужно, чтобы вся нормативная база была приведена в соответствие. Эту работу мы сейчас и проводим. Еще достаточно непростая задача - коммунальное хозяйство. Даже не с точки зрения его технического состояния. Много возникает проблем нормативного регулирования, потому что до последнего времени на территории Крыма не действовало регулятора, люди жили и не понимали, по каким тарифам должны платить, сколько потребляют электроэнергии и т. д. Все это нужно приводить к российским нормативам. Мы это все проходили не один год и знаем, насколько это сложно. Непросто найти и специалистов в ЖКХ, которые достаточно тонко разбираются в тарифной политике. Наша главная задача - помочь, чтобы системы образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства в Черноморском районе функционировали в рамках законодательства России. Задача, которая поставлена главой государства перед нами, заключается в том, чтобы первого сентября все школьники Крыма обучались по российским стандартам, все образовательные учреждения имели необходимую базу, а система ЖКХ успешно была подготовлена к прохождению зимы".

Борис Олейник

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен