• 22 декабря 202422.12.2024воскресенье
  • USD102,3438
    EUR106,5444
  • В Тюмени -5..-7 С 1 м/с ветер юго-западный


Виктор Шинин: российская система образования продолжает традиции советской школы

Общество, 10:27 23 июля 2014

Тюменская линия, фото Ирины Шемякиной Виктор Шинин | Тюменская линия, фото Ирины Шемякиной

Далее в сюжете Тюменскому водопроводу исполняется 150 лет

Об истории гагаринской средней школы Ишимского района и современной системе образования рассказал в интервью корреспонденту "Тюменской линии" директор гагаринской школы отличник просвещения Российской Федерации, заслуженный учитель РФ Виктор Шинин. Награжден медалью "За трудовое отличие" и орденом "Знак Почета".

- Как вы решили стать учителем?

- Изначально я хотел поступать в Омский государственный технический институт на специальность "Технология сварочного производства", но на мой выбор сначала повлиял мой двоюродный брат, в то время он сам был уважаемым учителем. А затем я встретил преподавателя Тюменского государственного университета Владимира Загвязинского. Уже тогда он пытался внедрять в образовательный процесс передовые технологии. Я обратился к нему за советом. Он развеял мои сомнения, и я поступил в Ишимский педагогический институт на физико-математический факультет. С Владимиром Ильичом позже приходилось встречаться в Тюмени, когда я уже стал директором школы, и он всегда интересовался успехами в моей работе.

- Как вы пришли в гагаринскую школу?

- После окончания Ишимского педагогического института меня направили работать учителем математики в голдобинскую школу. Я отработал там три года. В 1972 году меня назначили директором гагаринской восьмилетней школы Ишимского района. Школа была маленькая, всего четыре кабинета, поэтому приходилось учиться в две смены. Отопление было печное. Отработав год, я обратился к председателю сельского совета и управляющему "Сельхозтехники" с предложением о расширении школы. За лето пристроили еще три кабинета, лаборантскую, учительскую и построили свою котельную. Техника приобретена за счет спонсорской помощи, но очень много пособий учителя изготовили своими силами. В новом учебном году уже перешли на обучение в одну смену. Жители активно помогали в строительстве: кто электрику делал, кто мастерил мебель для классов. В 1974-75 учебном году я стал вводить кабинетную систему. За эти годы проведена реконструкция старой школы. В 1976 году я выступил на областном совещании заведующих методическими кабинетами районов, где поделился опытом внедрения кабинетной системы в восьмилетних школах. Работа коллектива по оборудованию кабинетов позволила нам применять дифференцированный подход в обучении, что в дальнейшем пригодилось при освоении разноуровневого метода обучения. Настрой на внедрение новейших технологий остался в коллективе на долгие годы, и, когда школу из восьмилетней преобразовали в среднюю, на ее базе часто проходили семинары. Коллектив давал открытые уроки для учителей района и области. И до сегодняшних дней элементы разноуровневого обучения учителя применяют в своей практике. В 1978 году я награжден знаком "Отличник просвещения Российской Федерации". В 1992 году получил звание "Заслуженный учитель РФ", награжден медалью "За трудовое отличие" и орденом "Знак Почета".

- Какими были ученики в советской школе?

- Ученики в то время были добрее, уважительно относились к учителям, потому что и сами родители своим примером это показывали. Они стремились к знаниям, им все было интересно. Я всегда был на стороне учеников, за это меня дети любили и доверяли. Я оставлял после уроков тех, кто отставал, сегодня они говорят мне спасибо за это, потому что благодаря мне смогли окончить техникум, получить профессию и трудоустроиться.

- А как складывались отношения в коллективе?

- Первое время приходилось бороться за дисциплину. Был случай, когда урок начался, а я вернулся в учительскую за классным журналом и увидел, что учителя еще не ушли в классы. После этого ввел систему двух звонков: первый звонок для учеников, второй - для учителя. Вместе со мной работали выпускники Ишимского педагогического института, награжденные знаками "Отличник просвещения Российской Федерации", Нина Бечикова, Раиса Водолазова, Нина Чернышова, Галина Шарапова, Людмила Лемзина.

- Как вам удалось добиться строительства новой современной школы?

- С каждым годом учеников становилось больше, село разрасталось, мы уже перенесли начальную школу в отдельное здание. Старый спортзал сгорел, нам выделили первый этаж в жилом доме под занятия физкультурой, но там не было никаких условий, а интерес к спорту был и у учеников, и у жителей села. Да и сама школа находилась на окраине, до нее было неудобно добираться. Я подумал, что было бы хорошо построить новую школу. Написал в районную администрацию, там мой вопрос рассмотрели и благодаря поддержке хороших людей мы получили разрешение и деньги на строительство нового здания. Мы открыли школу на год раньше - в 1996 году. Вновь не обошлось без помощи и поддержки жителей села и самих учеников. Гагаринская школа всегда была образцовой. Нас всем ставили в пример. Если нам делали замечания, то мы сразу все исправляли. Каждый год за хорошую подготовку школы к новому учебному году нам вручали грамоты.

- На каком уровне были знания учеников гагаринской школы?

- Уровень знаний был высоким. Во все гимназии и институты наших выпускников охотно принимали. В институты и университеты все поступали на бюджетные места. В районных и областных олимпиадах ученики занимали призовые места. В 1999 году за участие в конкурсе "Школа года" коллективу присвоено звание лауреата за педагогическое мастерство, творческий поиск, успехи в обучении и воспитании. Когда вышел указ об оптимизации сельских школ, наша школа по итогам ЕГЭ заняла второе место в районе и с января 2006 года она приняла статус базовой. Здесь стали обучаться 245 учащихся из 11 окрестных сел. В 2006 году школа выиграла грант в 1 миллион рублей за внедрение инновационных технологий в учебный процесс.

- Как вы считаете, государство поддерживает учителей? И как вы оцениваете современную систему образования в целом?

- Теперь в школах много современного оборудования, созданы все условия для успешной образовательной деятельности. Очень радует, что есть разделение на гуманитарные и естественные науки. Конечно, много и недостатков. Радует, что некоторые моменты в системе образования пересматривают, вносят изменения.

- Школа советская и российская отличаются?

- Они разные. Отрадно, что российская школа продолжает традиции советской школы. Ни один ребенок американской, французской или немецкой школы столько не знает, сколько знает школьник российский. Ученики всегда были разными, были те, кто стремился получать знания, а были и те, кому это неинтересно. Я всегда любил работать с детьми, искал новые подходы в работе, читал специальную литературу. Учитель должен быстро ориентироваться в любой ситуации, впитывать, как губка, советы старых учителей. И еще хотелось бы пожелать современным учителям большей ответственности за знания учеников.

- Какие у вас воспоминания о школе?

- Я проработал директором гагаринской школы 34 года, много всего было за эти годы, много о чем вспоминаю, даже привычный школьный звонок теперь звучит для меня по-особенному. Чаще всего вспоминаю учеников. Многие приходят в гости, благодарят за знания, за жизненный опыт. Я всегда старался дать детям базовые знания. Знания, которые я получил в институте, а затем в школе, помогли мне состояться как учителю, как руководителю, как человеку.

Ирина Шемякина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен