В Забайкалье обнаружены следы чудотворного списка Абалакской иконы
Следы еще одного чудотворного списка Абалакской иконы Божьей Матери удалось обнаружить в Забайкальском крае. Заместитель директора Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев в статье в историческом журнале "Хронограф" привел весомые доводы в пользу того, что Торгинская чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы – не что иное, как один из ранних списков с утерянной тобольской святыни.
Каких-либо фото или художественных изображений Торгинской иконы нет, так как история чудотворного образа оборвалась в 1930-е годы, когда помещение Нерчинского Воскресенского собора, в котором она хранилась, решили передать под культурные нужды города. Единственное, и то очень краткое, описание иконы сделал священник Иоанн Чирцев, сопровождавший в 1877 году епископа Иркутского и Нерчинского Вениамина в поездке по забайкальским приходам: "…самая икона свидетельствует, что она есть снимок с Абалакской иконы Б[ожией] Матери, так как на оной есть предстоящие: Св[ятой] Николай и Мария Египетская".
Косвенно это подтверждается еще и тем, что с 1666 года практически в те же сроки с Торгинским образом, как и с Абалакской иконой, ежегодно совершался крестный ход, а 20 июля считалось днем празднования обоих образов. Таким образом, Торгинская икона, которую принесли из центральной Сибири иеромонах Гермоген или кто-то из казаков, вполне могла сначала побывать на Амуре в Албазине, а затем быть принесена вместе с другими образами в Забайкалье, где и была прославлена.
Александр Литвинцев надеется, что в 1938 году ее все-таки не уничтожили вместе с другими святынями Нерчинского Воскресенского собора, а укрыли в каком-нибудь тайнике, где она до сих пор и хранится.
По поводу забайкальской иконы существовала такая легенда: часть пришедших из Албазина казаков решили поселиться близ устья речушки Торги, впадающей в Нерчу. С ними была и икона Знамения, которую нерчинское духовенство пожелало забрать в город и поставить в храме. Перенесение состоялось 7 июля, но 20 июля икона невидимой силой перенеслась обратно в Торгу. По этому случаю казаки выстроили в селе деревянную часовню во имя Знамения Пресвятой Богородицы, где и поместили дорогой им образ.
Икону чтили как росодательницу: всегда, когда в этих местах совершались крестные ходы с ней, шли обильные дожди, необходимые для будущего урожая. Сама икона была украшена серебряной позолоченной ризой, осыпанной рубинами и стразами. Существует даже задокументированный случай чуда. В 1882 году Торгинская икона отправилась в Читу, куда прибыла 20 июля и была помещена в Казанском соборном храме. На следующее утро перед крестным ходом впервые за более чем месяц в Чите пошел дождь. "Моление Богоматери в Чите и в окрестностях, видимо, ознаменовано было благословением свыше. Бездождие и бедствие народа прекратилось ниспосланием благовременных дождей и благорастворением воздуха", говорится в Прибавлениях к Иркутским Епархиальным ведомостям за 1882 год.
Для оперативного обмена информацией по поиску иконы в рамках акции "Возвращение Абалакской иконы" созданы сайт и группа в социальной сети.
Соб. инф.