Вадим Шумков: инвестиционная привлекательность регионов – вопрос всегда актуальный
Основные направления работы правительства Тюменской области по улучшению бизнес-климата, повышению эффективности инструментов государственного регулирования и поддержки легли в основу доклада Госсовета РФ о мерах повышения инвестиционной привлекательности регионов.
Напомним, губернатор Владимир Якушев возглавил рабочую группу Госсовета по подготовке совместного заседания президиума и консультативной комиссии Государственного совета России на тему "О мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации".
В состав рабочей группы вошли руководители Агентства стратегических инициатив и федеральных органов власти, представители регионов и бизнес-сообщества, ученые и эксперты. Они выявили лучшие практики регионов по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. На заседании рабочей группы с докладом выступил заместитель руководителя рабочей группы, заместитель губернатора Тюменской области Вадим Шумков.
- Инвестиционная привлекательность регионов – вопрос всегда актуальный. В первую очередь для тех, кто не занимал иждивенческую позицию и не стремился жить за счет продажи углеводородного сырья или ждать очередных межбюджетных трансфертов, - пояснил Вадим Шумков, отвечая на вопросы корреспондента "Тюменской линии". - Тюменская область не относится ни к тем, ни к другим. Свою переработку углеводородного сырья - масштабную и глубокую - мы начали создавать более семи лет назад. Сейчас каждый год идут новые вложения и появляются проекты. Новые промышленные гиганты - "Тобольск-Полимер", "ЗапСибНефтехим", Антипинский НПЗ, "УГМК-Сталь", "АминоСИб" и ряд других - проекты федерального уровня, которые важны не только для нашего региона, но и для всей страны. В отношении же межбюджетных отношений мы традиционно больше отдаем, чем получаем.
Эта работа в Тюменской области началась сразу, как только стало понятно, что без серьезной индустриализации и диверсификации экономики, без появления масштабных проектов в сфере сервиса и рекреации, регион не получит того развития, которого достоин и которого заслуживают его жители.
Но для любого проекта - и крупного, и самого маленького - нужен комплекс условий, при которых делать бизнес и зарабатывать в регионе стало бы комфортно и просто. Несколько лет назад мы облекли государственную политику в этой сфере в простую формулу: задача государства создать такие условия, при которых можно быстро и легко открыть новый бизнес, выгодно и комфортно его вести и беспроблемно закрыть, если это потребуется. В этот комплекс условий уже входит весь набор процедур, с которыми сталкивается инвестор и предприниматель на каждом этапе развития своего бизнеса. Выстраивание этого комплекса в простой и логической последовательности, максимальное упрощение и удешевление ряда процедур стало основной задачей правительства региона и губернатора. Этот процесс продолжается и будет продолжаться еще долго. Системно, последовательно, конкретно - все для того, чтобы людям было удобно именно у нас создавать новые рабочие места и приносить сюда новые производственные и технологические компетенции, которые останутся у нас.
Сейчас это стало актуальным для всех, так как сырьевая экономика в том виде, в котором она была, уже не вернется, прямое межбюджетное иждивенчество тоже невозможно на протяжении длительного времени. Людям нужна работа и заметные улучшения в их жизни по принципу здесь и сейчас, а не когда-нибудь и где-нибудь потом. Все это толкает заниматься плотно этим вопросом и другие регионы.
- Практика Тюменской области в этом вопросе может быть востребована другими регионами?
- Мы ею уже щедро поделились. Рабочей группой, которую возглавил наш губернатор, были созданы отдельные подгруппы по ключевым темам: подключения к газу, электроэнергии, кадастровому учету, развитию предпринимательства, регистрация собственности и предприятий, выдача разрешений на строительство. Во все эти подгруппы вошли активные представители Тюменской области. В том числе и благодаря работе наших земляков основную работу удалось провести в очень сжатые сроки.
Более того, из ряда регионов, в том числе и соседних, постоянно поступают запросы или информация о том, что они идут тем же путем по многим направлениям которые мы обкатали у себя несколько лет назад. Практика работы с муниципалитетами, мотивация, проектное управление - все это регулярно берется нашими коллегами из других субъектов. Я сам и сотрудники тюменского правительства много раз встречались с управленческими командами из других регионов и поясняли наши подходы по разным направлениям от административного сопровождения до господдержки. Мы один народ и одна страна. И нам будет искренне приятно, если где-то с нашей помощью жизнь людей станет лучше и комфортнее.
- Что интересного почерпнуло правительство Тюменской области из опыта других регионов?
- Мы давно работаем с коллегами и не ждали специального случая, чтобы с ними пообщаться. Поэтому все, что те или иные регионы использовали в своей работе, мы также изучали и примеряли на себя.
- Что интересного в работе лидеров национального рейтинга - Республики Татарстан, Белгородской и Калужской областей?
- Тюменская область такой же лидер. Вместе с тем, у этих субъектов действительно есть свои интересные наработки. Например, в Тюменской области три официальных площадки индустриальных парков, а в Татарстане уже 52. Причем основную массу там сделал частный бизнес, у которого упали доходы от примитивных операций с крупными земельными участками в формате "купил-продал". Они начали заводить инженерные сети на свои участки и при содействии местной власти менять их назначение на промышленное. Мы тоже консультируем отдельных наших землевладельцев на случай, если они решат сменить профиль. Но это дело добровольное. Хотя такие площадки по существу должны быть в каждом муниципалитете, чтобы производственный бизнес там мог создаваться как можно быстрее.
У Калуги своя специфика: из-за близости к столице туда массово пошел бизнес, которому стартовать в Москве было кратно дороже. Коллеги этим умело воспользовались. Помогло им и решение федерального правительства в 2008 году локализовать сборку иностранного автопрома в конкретном регионе, так как от многочисленных оборонных предприятий там остались десятки тысяч квалифицированных кадров.
Белгород в свое время сделал ставку на промышленное масштабное развитие аграрного сектора и уже получает хорошие результаты. Мы изучали их опыт. Именно потому в Тюменской области прямо сейчас достраивается крупнейшее в России производство глубокой переработки зерна в Ишиме, строится вторая очередь масштабного тепличного комплекса в Тюменском районе, начата реализация проекта по производству и переработке индейки в Юргинском районе и строительство новых свинокомплексов. Плюс к тому, в Тюменской области определена приоритетность кооперативной формы развития сельского хозяйства с учетом специфики наших территорий.
Если подытожить – мы смотрим, анализируем, развиваемся. При этом многое, если не все, делаем по-своему. Потому что в каждом регионе своя специфика, которая зависит от близости к столице, наличия природных и кадровых ресурсов, уровня развития инфраструктуры и менталитета бизнеса. Всегда нужно понимать, насколько тот или иной проект будет востребован и эффективен. Именно поэтому мы, конструируя те или иные инструменты поддержки проектов, всегда предварительно запрашивали бизнес, насколько это востребовано. Именно из такой схемы взаимодействия появился возврат первого взноса по лизингу оборудования и инвестиционные займы, а те же индустриальные парки создаются по принципу "3 в 1", когда земля и сети предоставляются инвестору практически бесплатно, а налоговые льготы автоматически. Это позволяет минимизировать стартовые платежи и реинвестировать средства в сам проект. В ином случае стартовать индустриальному бизнесу в текущих финансово-экономических условиях просто невыгодно. А развивать экономику мантрами или заклинаниями в Тюменской области не принято.
- Как дальше будет развиваться тема? Возможно ли выработать единые нормы и правила для всей России? Или это все-таки специфика каждой территории?
- Специфика у каждого конечно же своя. Так было, есть и будет. Но есть ряд процедур - то же подключение к газу и к электричеству, регистрация предприятий и собственности, кадастровый учет и работа ряда уполномоченных органов – общих для всех. Эти процедуры могут и должны быть упрощены и унифицированы как раз на основании лучших практик: раз это сделано в одном регионе в рамках стандартных полномочий, почему нельзя сделать так везде? Поэтому многим просто надо перестать рассказывать про то, что им мешает навести в своих делах элементарный порядок, а начать это отстраивать по стандарту. Именно с этой целью деятельность рабочей группы, возглавляемой губернатором Тюменской области, будет завершена созданием семи целевых моделей по вышеуказанным процедурам. Затем они лягут в основу рекомендаций президиума Госсовета, а их принято выполнять.
Борис Олейник