С историей празднования Нового года знакомит Президентская библиотека
Петр Первый, который в 1700 году повелел специальным указом, "считать Новый год повсеместно с первого генваря… В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор", 1724-й год встречал довольно скромно.
"В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправилась в крытых санях из Зимнего дворца на Петербургскую сторону в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Государь пел в тот день на клиросе с певчими, и Сам читал Апостол… Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя Дипломатический корпус". Так об этом событии рассказывает книга Александра Корнилова "Новый год в 1724 году".
Эта оцифрованная книга – одна из электронной коллекции "Новый год и Рождество в России", которая размещена на портале Президентской библиотеки.
Раритетные издания рассказывают, как отмечали Новый год и Рождество в России, как менялись традиции праздника на протяжении веков. Структурно коллекция состоит из разделов: "Законодательство", "Описание праздников и исследования", "Торжественные слова", "Поздравительные письма", "Награждения в праздники", "Художественные произведения", "Календари", "Периодическая печать о праздновании Нового года и Рождества", "Изобразительные материалы".
Во времена Николая I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике "Весь Петербург в кармане".
"Балы в течение зимы бывают самые блистательные в Дворянском собрании и обыкновенно после полуночи превращаются в маскарады, на которые имеют вход все сословия, - рассказывает Греч, - Замаскированных дам впускают в залу с 11 часов вечера, но они должны до начала маскарада оставаться на хорах".
В новогоднюю коллекцию Президентской библиотеки вошел уникальный фотоальбом старшей дочери последнего российского императора Николая II великой княжны Ольги Николаевны. Он содержит около 300 фотографий и отражает традиции празднования Нового года и Рождества в царской семье.
С 1920 года в нашей стране Новый год не отмечали, он был запрещён властями как пережиток буржуазного уклада. Однако начиная с середины тридцатых годов на улицах снова официально появились наряженные ели, а в магазинах – новогодние игрушки. В электронной копии сборника статей "Ёлка" (1937) дано множество методических указаний, как проводить праздник, как мастерить ёлочные игрушки и проч. Заканчивается сборник директивой заместителя Народного Комиссара Просвещения от 15 ноября 1937 года: в детских учреждениях должны быть проведены новогодние ёлки, организации которых предписывалось "уделить большое внимание и поставить это дело шире и красочней по сравнению с прошлым годом".
"Новогодняя ёлка, - подчеркивалось в этом документе, - должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами о детях партии, правительства и лично товарища Сталина".
Тема Рождества Христова отражена в разделе коллекции "Художественные произведения". Изданный в Полтаве рассказ священника И. Галабутского "Рождественский сон" (1899), который был Училищным Советом при Святейшем Синоде допущен в библиотеки церковно-приходских школ. Рассказ доступным детям языком трактовал главное христианское событие.
Помимо раритетных книг, в фонде Президентской библиотеки, насчитывающем около 600 тысяч единиц хранения, представлен богатый иллюстративный материал: открытки, рисунки, фотографии. Тут же изображения зимнего Петербурга, заснеженные Ростральные колонны, Медный Всадник, за ним величественный ансамбль Сената и Синода. Город Петра живет и развивается, преумножая традиции, заложенные его основателем.