Онлайн-травля: психологи рассказали, чем опасен кибербуллинг для детей
Почему подростки предпочитают виртуальное общение реальному, что общего между поиском информации в Интернете и правилами дорожного движения, что такое кибербуллинг. На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью ИА "Тюменская линия" ответила доктор психологических наук, доцент, профессор Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, практикующий психолог, руководитель центра юридической психологии и судебно-психологической экспертизы Екатерина Васкэ. 15 декабря она приняла участие в региональном форуме "Подростки, родители, рок-н-ролл" в Тюмени.
– Екатерина Викторовна, почему психологи так встревожены общением детей в социальных сетях? Насколько это серьезная проблема?
Глобальная! Общаясь в соцсетях, дети замещают реальное общение виртуальным — так им намного проще. В интернете не надо устанавливать коммуникативные контакты, там создается иллюзия легкости общения, высокой самооценки. Это привлекает детей. И родители со своей стороны испытывают иллюзию спокойствия. Если раньше взрослых волновала проблема, что ребенок находится на улице, вне зоны внимания, то теперь, когда они видят ребенка дома, за компьютером, условно в безопасности, это их успокаивает. Однако это абсолютно не значит, что все в порядке. Что делает ребенок в социальных сетях — совершенно другой вопрос. Во-первых, в интернете масса низкопробной легкодоступной информации, я даже не говорю - деструктивной. Во-вторых, ребенка становится все сложнее замотивировать на какое либо иное действие: "Пойдем кушать - я играю, давай поговорим - я играю, сделаем уроки - нет, я играю".
– Когда мы как родители приложили руку к такому замещению реального общения виртуальным?
Тогда, когда сделали доступ в интернет для ребенка бесконтрольным. Дети с самого раннего возраста, с 4-5 лет, играют с планшетами, легко ориентируются в системе поиска информации в Cети.
– То есть не надо разрешать "сидеть" в интернете?
Разрешать надо, но надо и контролировать этот процесс. Рассказывать о возможностях интернета и об опасностях, которые таит в себе сеть. Так, как мы рассказываем о правилах дорожного движения.
– Для того, чтобы понимать и знать, какую информацию ребенок черпает из всемирной сети, родителю необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком. Как это сделать правильно?
Надо договариваться и быть искреннем. Безусловно, доверие между родителем и ребенком в подростковом возрасте ослабевает. Но его изначально необходимо заслужить. Не надо требовать, чтобы ребенок рассказал вам все свои тайны. Но можно отличать детские секреты от проявлений деструктивного общения в социальной сети. Родитель должен жить интересами ребенка. Но это не значит, что необходимо шпионить за ним, вторгаться в его жизнь. Жить его интересами – значит понимать, что происходит с ребенком. Например, сейчас он хочет побыть один. Не вмешивайтесь тогда в его пространство. Пусть он будет в своей комнате. У ребенка должно быть место, где его никто не побеспокоит. Также он должен знать, что при необходимости, родитель окажет ему помощь, а не будет, например, ругать. Вот таким образом и можно выстраивать доверительные отношения.
– Если все же разговор не получается, может ли родитель по внешним признакам понять, что у ребенка не все в порядке, например в отношении со сверстниками?
Отвечая на этот вопрос, стоит прежде сказать о кибербуллинге (травля в Интернете - ред. ). Например, школьный буллинг — явление весьма распространенное и хорошо известное. Но от кибербуллинга оно отличается тем, что дома ребенок может чувствовать себя в безопасности, под защитой тех же родителей. Кибербуллинг — становится распространенным и более опасным явлением. Эта изощренная форма насилия предполагает, что ребенок ни на секунду не остается хотя бы в условной безопасности, он постоянно под прицелом.
Признаки насилия или травли ребенка совершенно понятны. Например, ребенок не хочет идти в школу. Придумывает болезни, при этом даже проявляются и соматические признаки: поднимается температура, появляется тошнота. Ребенка могут не приглашать на мероприятия, дни рождения одноклассников, и он тоже никого не зовет. Он вздрагивает при телефонном звонке, плохо спит. Начинает грызть ногти, карандаши или ручки. И когда родители замечают такие признаки, не стоит удовлетворяться ответом, что все в порядке. Надо найти момент и дать ребенку понять: "Я тебе помогу, сделаю так, как ты скажешь. Если ты попросишь никуда не выносить проблемы, я так и сделаю". Далее надо выработать с ребенком алгоритм действий и разыграть его пошагово. Как он будет себя вести, когда придет в школу (если речь идет школьных проблемах), что скажет. А главное, объяснить ребенку, что рассказывать близким о своих проблемах — это смелый поступок. Это не трусость.
– Если ребенка обижают в школе, как вести себя родителям с учителями?
Договариваться со школьной администрацией. Если возникла стена непонимания — переводить его в другую школу. Но надо спрашивать ребенка, хочет ли он этого. Иногда и родители преувеличивают проблему. Например, ребенок может отказаться менять школу. Родитель должен быть внимательным, с одной стороны, чтобы ребенок его не обманул, с другой — чтобы не обмануть детские ожидания. Необходимо сформировать для себя собственную картину, разобраться, что же действительно происходит. И надо работать с ребенком. Учить его становиться сильным.
– Не бояться?
Нет. Фраза "не бояться" — это неправильный подход. Так или иначе все боятся. А вот преодолеть страх, стать сильным, суметь дать отпор, убедить ребенка, что он сможет, у него получится — это правильный алгоритм действий. Также важно хвалить ребенка, повышать его самооценку. Но хвалить не просто так — "ты красивый, хороший", а за дела, поступки. И ругать надо также за действия. Причем, говорить не "ты плохой", а "ты поступил как не самый умный (хороший и т.д.) ребенок".