"Испанскую балладу" презентуют в тюменском драмтеатре 14 июня
Разрушающую и созидающую силу любви покажут артисты Тюменского драматического театра в премьерном спектакле "Испанская баллада" по произведению Лиона Фейхтвангера 14, 15, 16 июня на домашней сцене.
Сверкающая в софитах люстра спускается к актерам. В эту колыбель ступают главные герои: короля Кастилии Альфонсо (актер Николай Аузин) и юную еврейку из Толедо Ракель (актриса Софья Илюшина) возносят над сценой. Их лица скрывает ткань, влюбленные целуются, цитируя картину "Любовники" Рене Магритта. Слепота любви – то, что делает двоих счастливыми и может принести страдания многим: эту мысль через цитату художника передал режиссер и балетмейстер постановки Сергей Захарин.
"Магритт – один из моих любимых художников, его самая известная картина "Любовники" попала в спектакль "Испанская баллада". Она хорошо отражает главную мысль романа Лиона Фейхтвангера. Это история о любви разрушающей и о любви созидающей, поднимающей человека на новую ступень. Тема религия затронута – на ней завязан конфликт", – пояснил он.
Время ненавидеть и время любить…
Шепот люда и звуки органа на церковной службе. "Deus vult! – Так хочет Бог!" – клич архиепископа (актер Константин Антипин) на латыни собирает испанцев в Крестовый поход в Северную Африку. Но в религиозный спор Священной войны между мусульманским, иудейским и христианским мирами вторгается любовь – запретная и греховная, священная и слепая, разрушающая и созидающая…
"Бог – это сумма всех случайностей. Соломон возвещает: "Всему свое время и время каждой вещи под небом. Время рождаться и время умирать. Время насаждать и время вырывать посаженное. Время ненавидеть и время любить… Хвала тому, кто узрит это не умом, но сердцем!"", – цитирует Муса ибн Дауд (актер Владимир Ващенко) книгу Екклезиаста.
Сама Судьба руководит героями. Если в оригинальной инсценировке голос фатума озвучивает Певица, то в тюменской постановке режиссер ввел персонаж Кадар (актриса Марина Карцева). Термин "кадар" в исламе означает предопределенность сущего, или же судьбу. И она сама подарила Альфонсо и Ракель семь лет любви, разрушив доброе сердце королевы Кастилии Леонор (актриса Наталья Никулина).
"Мама, что мне делать?!" – обезумевшая от ревности и горя Леонор ищет совета у английской королевы Алионоры (актриса Кристина Тихонова), которая пробуждает в ней политический дар.
"Созидать – радость. Разрушать – еще большая радость. Властолюбие – надежнейшая из страстей. Погоня за властью – вот великий, живительный и стойкий огонь. Политика не меньше горячит кровь, чем самая страстная ночь любви", – учит интриговать и править английская королева.
Гармония стихий
Единый ритм танца, музыки, звуки моря, диалогов порой сбивается в тахикардию эмоций одного из героев. В конвульсиях бьется каноник короля Родриго (актер Виталий Илюшкин) от того, что не принимает войны в душе. До неистовства пьет вино Альфонсо: пора прекратить перемирие, отправиться на Священную войну, а значит покинуть Ракель. Игра света (художник по свету Тарас Михалевский, Москва) сплетается с актерской. Сергей Захарин добивался, чтобы на сцене ожил баланс лицедейства и пластики, поясняет труппа.
"Никогда не существовал в подобном спектакле, когда нужно переходить из драматического погружения в пластику и выражать все чувства и эмоции через нее. И в какой-то момент прыгнуть в драматическое проживание и жить, как мы обычно работаем в спектаклях. Эти переходы очень сложны – всегда спектакли либо драматичны, либо с пластикой. Сергей Захарин смог выдержать этот баланс. "Испанская баллада" отныне в списке моих любимых постановок", – поделился впечатлениями о работе актер Николай Аузин.
Музыкальным оформлением занимался Владимир Бычковский (Санкт-Петербург). В полемику стилизованных ритмов средневековой Европы и арабской этнической музыки а капелла вступает Ракель, которая поет новорожденному наследнику Кастилии колыбельную народов мира на баскском языке.
По воле Кадар красавицу-еврейку, ее любящего отца, королевского казначея Иегуду (актер Александр Тихонов) и кормилицу Саад (актриса Ирина Халезова) казнит барон де Кастро (актер Евгений Киселев).
"Я не мог заступиться за госпожу. Их было очень много – больше двух тысяч человек… Что я мог сделать против такой разъяренной толпы? Они кричали: "Так хочет Бог!"", – повествует о случившемся садовник короля Белардо (актер Сергей Калинин).
Спектакль собирался как пазл, эту головоломку предлагают решить зрителям. Даже костюмы художник-постановщик Евгения Шутина (Москва) создавала без прямых исторических отсылок – лишь стилизованы под Средневековье.
"Мы договорились с Сергеем Захариным, что делаем некий микс из разных эпох и стилей. Сергей снимал репетиции, отправлял их мне – так параллельно мы работали над костюмами. Мы не делали костюмы ни под эпоху, ни под страну, ни под конкретные события. Потому что мы брали темы вечно актуальные. Мы исходили от образных решений. Например, наша народная группа – это картины Брейгеля, ребята с платками – это Магритт…", – пояснила Евгения Шутина.
Рожденный в сотворчестве спектакль понравится, прежде всего, тем, кто любит разгадывать загадки и жаждет подпитки разума. Он создан из деталей в единое целое ровно так же, как в финале лепит барельеф Отшельник (актер Игорь Гутманис). И все в нем имеет значение.
"Я называю его "спектакль четырех стихий". Все четыре – вода, воздух, огонь, земля – присутствуют на сцене. Этот спектакль можно смотреть несколько раз", – предлагает Сергей Захарин.
Недетский спектакль
По словам директора тюменской драмы Сергея Осинцева, "Испанская баллада" собрала сильную постановочную группу.
"Каждый раз, когда приходят такие яркие постановщики, которые могут из привычных артистов вытащить что-то новое, другое, сумасшедшее, как сегодня в "Испанской балладе", это дает возможность театру расти. Надеемся, что сотрудничество с этой командой будет продолжаться", – сказал он.
Жители областного центра знают москвича Сергея Захарина, как режиссера детских спектаклей: в тюменском драмтеатре он поставил "Снежную королеву" и "Сказки 1001 ночи". "Испанская баллада" – первая тюменская премьера для взрослого зрителя.
Постановка идет в два действия с антрактом, продолжительность 3,5 часа. Такая длительность непривычна тюменским театралам. Однако артисты считают, что для каждого спектакля найдется свой зритель.
"Кто-то будет загадки разгадывать, кто-то будет эмоционально воспринимать, кто-то встанет и уйдет – это нормальное явление. Всем не угодишь никогда – такого нет ни в нашем театре, ни в мировом, таких спектаклей не бывает. Не надо работать на спектакль, надо приходить, отключать свой мозг, включать свои эмоции и душу и отдаваться тому, что дают артисты", – рекомендовал актер Александр Тихонов.
"Испанскую балладу" сыграют в последний день уходящего творческого сезона, 30 июня. Известно, что в октябре 2019 года премьерный спектакль поедет на Липецкий международный театральный фестиваль.
Ирина Ромашкина