• 6 мая 20246.05.2024понедельник
  • В Тюмени 9..11 С 2 м/с ветер южный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Главная задача ассоциации машиностроителей на 2006 год - решение вопросов инновационного развития

Экономика, 17:15 19 декабря 2005

Тюмень. На сайте ИА "Тюменская линия" прошла интернет-конференция исполнительного директора ассоциации машиностроителей Тюменской области Бориса Винникова. Предлагаем вашему вниманию полный текстовый вариант.

Аудио-версия

Юлия Бурова, ведущая: - Добрый день, дамы и господа, уважаемые пользователи сети Интернет! Сегодня на сайте информационного агентства "Тюменская линия" пройдет Интернет-конференция исполнительного директора ассоциации машиностроителей Тюменской области Бориса Винникова. Тема нашей Интернет-конференции - "Вклад ассоциации в развитие машиностроительного комплекса тюменского региона".

Борис Васильевич ответит на вопросы посетителей нашего сайта в режиме реального времени. Эти вопросы поступали на наш адрес в течение недели, могут поступать и в процессе нашей беседы.

Наша конференция доступна для пользователей сети в звуковом варианте в режиме реального времени. Посетители сайта "Тюменской линии" могут также наблюдать видеоизображение, так называемое слайд-шоу. Разумеется, пользователи Интернета смогут ознакомиться и с текстовой версией, которая появится на сайте по мере расшифровки звука.

Скажите, как взаимодействует ассоциация с властными структурами области и города? Юрий, Ялуторовск.

Борис Винников: - Выскажу свое, частное мнение, так как не могу говорить от имени Ассоциации. За время работы ассоциации выстроилась определенная программа взаимодействия с властными структурами, в первую очередь с городскими администрацией и думой, правительством области и областной думой. Взаимодействие идет по нескольким направлениям. На заседаниях ассоциации присутствуют представители властных структур. Во-вторых, я считаю, что многие вопросы, которые обсуждаются на заседаниях ассоциации, становятся интересными администрации. И решаются те вопросы, которые на сегодняшний день являются актуальными.

Кроме того, правительство области, администрация города устраивают много таких мероприятий, где задействована ассоциация, ее члены: руководители, директора предприятий. Результатом этого для предприятий машиностроения стала 8% ставка, которая снижает стоимость нашей продукции. Это очень важный момент, но в любом взаимодействии важен уровень на котором мы находимся. Мне бы хотелось привести пример с Тюменью. Все вопросы, которые поднимались на заседании ассоциации, отмечались в департаменте экономики и на годовом собрании ассоциации руководитель департамента экономики отчитался, что сделано городскими властями на конкретно поставленные вопросы в текущем году. Не один вопрос не был пропущен. Вот такого типа взаимодействие директора предприятий всегда приветствовали.

Могу сказать, что ряд вопросов, важных для ассоциации машиностроителей, решался Тюменской областной думой. Это экономические проблемы, внешнеэкономическая деятельность. Я думаю, что взаимодействие будет совершенствоваться и дальше. Это понимает и власть и ассоциация. Мне бы хотелось, чтобы со стороны правительства области вопросы, которые звучат на заседаниях ассоциации, тоже решались. Например, мы много лет ставим вопрос о том, чтобы создать действенную программу по развитию машиностроения.

Сколько лет существует ассоциация машиностроителей, каковы ее цели и задачи? Ольга Ивановна, Ишим.

Борис Винников: - Ассоциация существует с апреля 1993 года. А создана по инициативе директоров ведущих предприятий машиностроения. Тяжелое время развала, структуры властные отмежевались от проблем, рынок - решать должны были все сами. Это вынудило самоорганизовываться, так как вопрос самоорганизации и раньше был актуален, но его опекали властные структуры. А здесь самостоятельно мы думали о вопросах, которые необходимо было решать.

В начале в ассоциацию входили 18 предприятий, теперь больше. Это общественная организация, мы непосредственно не влияем на дела предприятий, а решаем проблемы, которые являются важными для всех. Вопрос общих интересов. Есть и другие задачи, связанные например, с повышением квалификации, проведением смотров-конкурсов, которые проходят на предприятиях, - это представляет интерес не только для руководителя, но и коллектива предприятий.

Что изменилось за годы работы ассоциации, какой положительный опыт накоплен в работе с другими общественными организациями? Владимир Васильевич, Тюмень.

Борис Винников: - Защита интересов предприятий. Второй главный момент - развитие машиностроительного комплекса с точки зрения рекомендаций, анализа. На одном из заседаний ассоциации машиностроителей, руководитель предприятия привел пример, когда он огласил список организаций, от которых нужно вместе защищаться. Список составил около 25 наименований. Эти организации действуют исходя из своих интересов, законодательных и ведомственных нормативов. Предприятиям трудно самим что-то решить, так как нужно добыть разрешения, причем время для получения положительных решений бывает очень длительным, иногда даже тормозиться дело. Как сказал один из руководителей строительной организации, чтобы решить вопросы по строительству потребовался один год. Защищаться сообща проще, чем по отдельности, против тех организаций, которые медленно решают или являются монополистами в какой-то области.

Мы приглашаем на заседания и сообща, вместе ставим открыто актуальные вопросы и слушаем обратную сторону, почему, отчего бывают разные неувязки. Если наших усилий не хватает, то подключаются представители власти, которые присутствуют на наших заседаниях. Мы активно сотрудничаем и взаимодействуем с общественной организацией Тюменский научный центр Академии инженерных наук, Союзом научных инженерных организаций Тюменской области, с Советом проректоров высшей школы. По инициативе этих организаций проведен ряд совместных мероприятий. Выслушали и критические замечания в свой адрес. Все это дает возможность каждому руководителю установить те контакты, которые целесообразны, исходя из наличия материальных и других ресурсов.

Но с рядом других организаций нет такого взаимодействия. К примеру, с Гражданским форумом Тюменской области. Руководство Гражданского форума никогда не приглашает представителей ассоциации машиностроителей Тюменской области на свои заседания. Видимо, считают, что другие общественные организации более нужны для продвижения программы форума, чем ассоциация машиностроителей. Представители научных общественных организаций, непосредственно связанные с деятельностью ассоциации машиностроителей, также не вводят в состав Гражданского форума. На первое заседание мы пригласили руководителей институтов, чтобы просто познакомится, посмотреть какие точки зрения существуют. Но наши директора заводов оказались настолько просвещенными, что не стали слушать, оказалось, что они все знают сами. Сейчас картина изменилась полностью. Теперь инициатива в решаемых вопросах принадлежит руководителям предприятий и мы ищем канал взаимодействия, взаимосвязи с учреждениями науки.

Сколько предприятий входят в ассоциацию и какие преимущества дает им членство? Борис, Тюменская область.

Борис Винников: - В ассоциацию входит 24 предприятия Тюменской области. Это предприятия города Тюмени, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковска. На одном из заседаний ассоциации было принято решение, что не нужно стремительно расширяться, потому что при большом количестве членов голос каждого из них может быть не услышан. Рост произошел с 18 до 24 членов - это оптимальное количество предприятий.

Теперь о преимуществах. Ассоциация машиностроителей - общественная организация, а не хозяйствующий субъект. Распределением ресурсов она не занимается. Дает возможность общения, установления и расширения связей. Создается, если можно так сказать, пирог общих условий. А сколько сможет откусить от этого пирога каждый из членов ассоциации, зависит только от него. Ассоциация дает возможность общения с органами власти. Например, не каждый руководитель может попасть на прием к мэру, руководителю городского или областного департамента, чтобы обсудить проблемы своего предприятия, а на заседании ассоциации такая возможность предоставляется. Можно договориться и о дополнительной встрече.

Есть ли среди членов ассоциации северные предприятия? Оксана Анатольевна, Нягань.

Борис Винников: - Северные предприятия не входят в ассоциацию. Здесь речь идет об общем экономическом пространстве, включая автономные округа. На этом экономическом пространстве предприятия юга взаимодействуют с северными партнерами. У нас есть примеры Татарии, Башкирии. На этот рынок сибирякам продвинуться очень трудно. Наш рынок открыт. Но практически участвовать в работе ассоциации северные предприятия не могут из-за удаленности от Тюмени. Это является проблемой.

Юлия Бурова: - Программа "Сотрудничество" что-то изменила во взаимодействии с северными предприятиями?

Борис Винников: - По югу Тюменской области машиностроение занимает четверть общего объема промышленного производства. В отрасли занято почти 15 тыс. работающих. Это серьезная налогооблагаемая база. В реализации программы "Сотрудничество" участвует ряд заводов. Это завод медицинского оборудования и инструментов, завод "Нефтемаш".

Борис Васильевич, есть ли у ассоциации свой печатный орган? Людмила, Тюмень.

Борис Винников: - Попытки в этом плане предпринимаются. Совместно с Академическим собранием Тюменской области, с Союзом научных инженерных организаций, ассоциация машиностроителей Тюменской области стала учредителем нового журнала "Наука. Техника. Технология". Вышел в свет первый номер. Мы надеемся, что журнал будет формировать общественное мнение.

Кто финансирует журнал "Наука. Техника. Технология Тюменского региона"? Как формируется редакторский портфель? Александр, Заводоуковск.

Борис Винников: - Сейчас можно говорить о начале пути. Три независимых общественных организации должны избрать редакторский совет журнала и обсудить те проблемы, о которых вы говорите. Пока можно говорить о том, что идеология ассоциации машиностроителей заключается в том, чтобы тот опыт, который есть в Тюменской области, - работы предприятий, их взаимодействия - те интересные проекты, они бы распространялись и на другие сферы машиностроения. Потому что мы говорим о развитии в целом отрасли машиностроения, не только самих предприятий.

Дальше, те новинки, которые есть на каком-то предприятии, должны быть известны и другим. Один из проектов могу назвать - уже четвертый год проводится отраслевой конкурс <Инженер года>. По нашей инициативе создан и действует межотраслевой конкурс. А значение этого проекта очень большое и, надеюсь, престиж, имидж профессии инженера, которая станет главной в условиях развития высоких технологий, значительно повысится. Практика показывает, что конкурс интересен и самой ассоциации машиностроителей, предприятий машиностроения и другим организациям, которые участвуют в конкурсе. То есть мы формируем свою идеологию и будем ее развивать.

Что планируется сделать для развития машиностроительной отрасли в 2006 году? Александр Алексеевич, Тюмень.

Борис Винников: - Итоги работы этого года и 2004 показывают, что предприятия ассоциации активно развиваются и наращивают объемы производства. Но по ряду отдельных предприятий эти показатели остались прежними - мало инвестиций привлекается в производство, сохраняется низкая зарплата. На одном из заседаний ассоциации мы рассматривали проблему инновационного развития. Именно этим мы и должны заняться в 2006 году. А инновационное развитие предполагает выпуск конкурентоспособной продукции, создание и внедрение новых технологий. Но главное - само предприятие должно стать конкурентоспособным. Если оно таким станет, то устойчивость развития отрасли будет выше. Наверно, решением задач инновационного развития - от идеи до ее практической реализации - ассоциация и будет заниматься в 2006 году.

Как будут работать предприятия в следующем году: лучше, хуже, стабильно? Игорь Кульков, Тюмень.

Борис Винников: - Мы обсуждали вопрос о задаче удвоения ВВП, и большинство директоров предприятий высказывало мысль о том, что трудно прогнозировать ситуацию до 2010 года. Но трудно порой прогнозировать на год вперед. По сути, только в начале года, в первом квартале становится ясно, каких показателей отрасль может достичь к концу года. Поэтому могу сказать о динамике развития за последние 3 года. Динамика для ряда предприятий остается неустойчивой. Если у нас было 8 предприятий, которые не выполнили запланированных показателей, то тенденция такая же останется и в этом году, и не вижу условий, которые могли бы эту тенденцию поменять. В целом, показатели могут быть и положительными. Потому что у нас 3 предприятия обеспечивают около 70% объемов производства в машиностроении. Всего в ассоциации 24 предприятия. На 21 предприятие приходится 30% производства. То есть в целом объем производства растет, но в отдельных случаях, на отдельных предприятиях наблюдается спад. Поэтому не вижу условий, которые бы эту динамику изменили.

Какие проблемы стоят сегодня в машиностроительной отрасли Тюменской области? Тарас, Тюмень.

Борис Винников: - Проблемы сохранения машиностроительного комплекса, он ни когда не был великим по сравнению с соседями - Омской, Свердловской областями, даже Курганская область в машиностроительном комплексе по объему производства почти в 4 раза превосходит Тюменскую, хотя у курганцев экономический вклад значительно меньше, чем Тюменской области. Эту отрасль необходимо сохранить, ориентируясь на передовые страны, где доля машиностроения в объеме производства занимает треть. Это высокоразвитые отрасли. Например, космическая отрасль. Там много что на машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли построено. Там высокие технологии, уровень знаний, высокая квалификация рабочих, специалистов, инженеров, руководителей. Это по сути дела хороший потенциал, который создает население. Или мы будем иметь жителей, работающих на объектах торговли, я понимаю, что и это нужно, но все же потенциал создается в хороших крупных предприятиях. Поэтому проблема сохранения и приумножения машиностроительной отрасли очень серьезная.

Какое количество инвестиций было вложено в предприятия машиностроения в этом году? Анна Семенова, Ишим.

Борис Винников: - В этом году нет показателей. Я могу только апеллировать показателями 2004 года. У нас были вложения более 200 млн. рублей. Из них около 110 млн. рублей - это собственные ресурсы, банковские - порядка 40 млн. рублей, 10 млн. со стороны области - погашение кредитов и другие источники.

Юлия Бурова: - В Тюменской области планируется создать венчурный фонд. Ваше мнение по этому поводу. Необходим он в Тюменской области?

Борис Винников: - Необходимо провести анализ проектов и научных идей в Тюменской области. Об этом ведь никто не знает. Наиболее удачные идеи и проекты должны воплощаться, в том числе и в машиностроении. Вторая проблема - часто не хватает средств на реализацию удачных проектов и идей. У авторов нет собственного производства, где бы они могли их воплотить. Поэтому венчурный фонд - это положительное явление. На Западе подобная система давно отлажена и успешно работает. Другое дело, что иногда говорят - нет отдачи. Но быстрой отдачи не будет. Но структуры, от которых зависит будущий успех, надо когда-то создавать.

Куда сегодня идет продукция тюменских предприятий машиностроения? Андрей Сергеевич, Ноябрьск.

Борис Винников: - В основном, если раньше 50% продукции потреблялось в Тюменском регионе, остальное уходило за пределы, то сегодня в основном наши предприятия работают на Тюменский регион. Это в первую очередь нефтегазовый комплекс, это строительство, сельское хозяйство, медицина, речной флот.

Каким был этот год для машиностроения: сложным, обычным, чем-то знаменательным? Ирина Александрова, Тюмень.

Борис Винников: - Год был обычным, ничего революционного не произошло. Знаменательным можно отметить то, что западные компании начинают внедряться в Тюмень. Например, небольшое производство компании "Шлюмберже". Это небольшое производство, порядка 160 человек работающих, но важен другой момент - что эти 160 человек будут выпускать продукцию на 1 млрд. рублей. И при расчете 160 к 1 млрд. получается, что 1 работающий приносит более 6 млн. рублей. А даже на лучших наших предприятиях 1 работающий приносит всего лишь 1 млн. рублей. Вот что такое новые технологии и новая продукция, которая обеспечивает эти новые технологии. Это пример того, что такое новые технологии и конкурирующая продукция, которая будет производиться здесь. Это пример для наших предприятий. Я считаю, что это знаменательное событие уходящего года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен