Сергей Шатохин: тюменское машиностроение должно ориентироваться на партнерство с отечественным ТЭК
Тюменские заводы должны предпринять серьезные усилия, чтобы вписаться в программы импортозамещения в отрасли отечественного машиностроения, обеспечивающего работу нефтегазового сектора российской экономики. Такую точку зрения в беседе с обозревателем "Тюменской линии" высказал генеральный директор консалтинговой компании "ПРЭФИШ", председатель Наблюдательного совета НП "Тюменский деловой Клуб" Сергей Шатохин.
Экономические санкции, введенные против России Евросоюзом и США, по его убеждению, дают шанс сделать новый большой шаг от того положения, что есть в региональном машиностроении.
"К сожалению, пока отрасль не конкурентоспособна. Она дисперсная, то есть мелкая по объемам производства, по инжиниринговым возможностям, по разработке и внедрению новых технологий, по составу применяемого оборудования. Между тем, не следует забывать, что Тюменская область – это, прежде всего нефть и газ. Во всем мире эти слова звучат как синонимы. Значит, и ориентироваться тюменское машиностроение должно на партнерство с отечественным ТЭКом. Эти заказчики весьма платежеспособны и масштабны в своих потребностях, и их можно и нужно стимулировать, а может, на первых порах, и заставлять, как в цивилизованных нефтедобывающих странах, участвовать в развитии мощностей хотя бы специализированного отечественного машиностроения своими долговременными и масштабными заказами", - отметил Сергей Шатохин.
Правительство Тюменской области давно и целенаправленно работает с нефтяниками и газовиками, компенсируя им часть средств, потраченных на закупку оборудования и технологий тюменских производителей. Но главная проблема в том, что тюменские машиностроительные предприятия и сервисные компании могут предложить на рынок очень немногое. "У нас напротив гигантов - вертикально-интегрированных нефтяных компаний стоят лилипуты промышленности. Ничего хорошего от такого партнерства ждать не приходится, сколько бы лилипутов отдельно не выставилось. ВИКам нужно консолидированное предложение. Чтобы гигант разговаривал с другим гигантом. Таким как Шлюмберже, Бейкер Хьюз или Халибуртэн, которые несколько лет назад пришли на российский рынок", - пояснил Сергей Шатохин. Он уверен, что тюменским промышленникам необходимо, прежде всего, скорректировать понимание философии процесса импортозамещения. Вот, американцы, к примеру, разработали свои технологии добычи сланцевой нефти. Но для наших месторождений эти технологии, по оценке специалистов, не подходят. Значит, отмечает Шатохин, нужно искать свои собственные решения. Не копировать то, что уже создано кем-то под свои задачи, тем более, что они за это время пошли дальше и придумали что-то еще более новое. А на основе инновационных подходов решить эти задачи другими средствами. А это требует подготовки инновационных менеджеров, кооперации с научно-исследовательскими организациями и другими заводами, инжиниринговых "мозгов".
"Мы должны, прежде всего, посмотреть не на то, что нужно сделать на машиностроительном предприятии для его прибыльности, а оценить то, что необходимо сделать для прибыльности, эффективности и безопасности на промыслах нефтяников и газовиков. А уж как это сделать должен придумать сам машиностроитель. Тогда целенаправленно начнется формироваться кооперация среди имеющихся дисперсных структур, а где-то, возможно, появится целесообразность их интегрировать - то есть совместно хозяйствовать, объединив материальные активы. И тогда эти маленькие заводики превратятся в более-менее влиятельные коммерческие силы на отечественном рынке, - считает Сергей Шатохин, - а пока ни одно тюменское машиностроительное предприятие даже не упоминается в планах импортозамещения для ТЭК, разрабатываемых Минпромторгом РФ".
И еще, убежден он, необходимо осознать, что сервис – это не маркетинговый ход. Это реальный источник постоянных доходов: если зарубежная компания продает нам оборудование за доллар, то ремонтировать его приезжает за 7-8 долларов. Производители нефтегазового оборудования должны всегда быть рядом с нефтяниками и газовиками. Отслеживать, как работает их оборудование. То есть все время присутствовать в сознании своих основных заказчиков как очень ответственные исполнители, которые не только о себе думают.
Тюменские машиностроители, по мнению одного из разработчиков Стратегии инвестиционного развития тюменского машиностроения до 2020 года, в большинстве своем никуда не спешат, не делают каких-то системных усилий, чтобы стать надежными и постоянными партнерами нефтегазовых компаний. Они привыкли уповать на сложившиеся ранее человеческие связи, привыкли пользоваться определенными льготами, которые всегда существовали в Тюменской области за счет хорошего бюджетного обеспечения.
"Они не видят смысла бороться за расширение своей доли на рынке, пытаясь кооперироваться под большой заказ. Или тем более интегрироваться. Интегрирование, если и происходит, то скорее не добровольно по горизонтали, а решением сверху. Вот, скажем, пришла группа гидравлических машин и систем (ГМС), забрали под себя завод "Нефтемаш", "Сибнефтеавтоматику", еще ряд структур. Поэтому мне представляется весьма важным государственно стимулировать кластерный подход к развитию местного машиностроительного комплекса. При этом необходимо обеспечить быструю и глубокую кооперационно-интеграционную работу комплексных производств, создать условия для современной модернизации технико-технологической основы машиностроительных заводов, для модернизации системы профессиональной подготовки и непрерывной переподготовки кадров, работающих в машиностроительном комплексе. Все имеющиеся у государства регуляторы должны быть нацелены на формирование инновационной направленности в деятельности предприятий машиностроения", - сказал Сергей Шатохин.
Завершившийся недавно в Тюмени международный инновационный форум "НестьГазТЭК -2015", по словам Сергея Шатохина, выявил один обнадеживающий факт. "При обсуждении итогов форума в областном комитете по инновациям было констатировано, что ряд западных технологий, которые используются для повышения нефтеотдачи пластов, признаны менее конкурентными, по сравнению с теми, что были предложены на форуме отечественными разработчиками. Например, многофазный гидроразрыв пласта, одна из последних технологических новинок запада, ученые и проектанты посчитали менее эффективной технологией, чем та технология, которую уже осмыслили и выстроили наши разработчики. Ее пока не применяют, но она есть. И это наша отечественная разработка", - подчеркнул Шатохин.
Еще одной из системных проблем местного машиностроения Сергей Шатохин считает дефицит высококвалифицированных инженеров. "Нужны инновационные менеджеры, инженеры, способные создавать инновационный конкурентный продукт. Никакой промышленности экономики не останется в Тюмени, - это не Урал, - если мы не научимся делать для рынка нужную бизнесу и человеку продукцию. Создание Политехнической школы в Тюмени - это очень правильный и своевременный шаг", - подчеркнул он.