Первую тюменскую нефть перевозили на наливных баржах Тюменского судостроительного завода
Первую тюменскую нефть перевозили на наливных баржах Тюменского судостроительного завода.
"5 июля 1973 года мы проводили третье судно (плавающую электростанцию "Северное сияние" -ред.) Оно будет снабжать электроэнергией и теплом поселки, рудники и золотые прииски, расположенные на берегах Лены. Что же, можно считать, что экзамен на высшее корабельное образование коллектив завода выдержал. Не случайно и к нам, и в адрес министерства поступает немало запросов от разных стран, в том числе и капиталистических: нельзя ли купить плавучую электростанцию?", - об этом на страницах журнала "Техника молодежи" в 1974 году рассказал директор Тюменского судостроительного завода, Герой Социалистического труда Петр Петрович Потапов.
В марте 1955 года в возрасте 36 лет Петра Потапова избрали председателем исполкома Тюменского городского Совета народных депутатов. При его содействии в Тюмени были построены телецентр, кинотеатр "Октябрь", Дворец Пионеров, детская музыкальная школа, областная картинная галерея, детская больница №1.
Но главной вехой в биографии Потапова стал Тюменский судостроительный завод, который он возглавлял его 29 лет — с 1960 по 1989-й — годы. С его приходом завод претерпел радикальные изменения, был сделан большой шаг в его развитии, что способствовало решению поставленных перед заводчанами задач: выпуску новой для предприятия продукции. По сути, это была техническая революция. Были построены блок машиностроительных цехов, механический, инструментальный, деревообрабатывающий, судомонтажный цеха, установлено современное оборудование – внедрены автоматическая и полуавтоматическая сварка стали и алюминия, созданы участок точного литья, линии очистки металла, появились станки с программным управлением, машины для резки листового металла по программе типа "Кристалл". О здании эллинга для полной сборки и окраски судов журналисты отзывались о нем не иначе как о чуде, "сотворенном из стекла и бетона и гордо возвышающемся над другими заводскими цехами, как поэма над будничной прозой". Не менее впечатляющим событием для завода стало создание теплой акватории для круглогодичного спуска судов на воду.
В 1969 году на Тюменском судостроительном заводе спустили на воду первую плавающую генераторную электростанцию "Северное сияние" на основе газотурбинной силовой установки, состоящей из двух газотурбогенераторов ГТГ-1 по 10000 кВт, общей мощностью 20 МВт. Группа инженеров была удостоена звания лауреатов Государственной премии СССР за комплекс работ по созданию, освоению и применению газотурбинных ПЛЭС в 1975 году.
На тюменском судостроительном заводе было построено и 20 нефтеналивных барж класса "река—река" водоизмещением по две тысячи тонн каждая.
"На них по Иртышу мы "спускали" нефть к железнодорожным нефтеналивным комплексам, - вспоминал первооткрыватель тюменской нефти Фарман Салманов, - Таким образом, в первый год работы мы добыли 100 тысяч тонн сырья, второй — 200 тысяч, третий — более 300 тысяч тонн, которые "перекачали" через наш "танкерный флот", насчитывающий уже около ста судов.
За годы руководства Тюменским судостроительным заводом Петр Потапов воплотил в жизнь много замечательных идей. Среди них — выпуск плавучей электростанции "Северное сияние", буксиров-толкачей, барж, танкеров, дизель-судов, рефрижераторов, комфортабельных пассажирских теплоходов. Всего завод произвел более 2 тыс. судов. За эти достижения Потапов удостоен звания лауреата Государственной премии СССР и Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции. Звание "Почетный гражданин города Тюмени" ему было присвоено в 1982 году в знак признательности и уважения к одному из самых авторитетных руководителей предприятий города.
Материал подготовлен на основе информации ИА "Тюменская линия" и открытых источников.