Родственники младшего сержанта Дмитрия Венедюхина до 2007 года считали его пропавшим без вести
Родственники фронтовика Дмитрия Петровича Венедюхина только в марте 2007 года узнали о судьбе своего отца и деда, числившего пропавшим без вести с 1942 года.
С ними встретились бойцы поискового отряда "Югра" из Туртаса Катя Кухаренко и Вика Ермилова. Именно этим отрядом в период весенней экспедиции в районе бывшей деревни Ажево были найдены останки 51 бойца, 4 медальона и ложка с фамилией "Венедюхин". Один медальон, заполненный черной тушью, хорошо сохранился, и был прочитан: Венедюхин Дмитрий Петрович, 1913, Орловская область, Шаблыкинский район, Робьенский с/с, д. Робьенка.
У Дмитрия Венедюхина, по словам его сына Сергея, была большая семья. Прокормиться в деревне в то время было очень трудно, часто случалась засуха, неурожаи и он уезжает в Подольск, работает на заводе. Когда началась война, Дмитрий Петрович, несмотря на бронь, в июне 1941 года уходит на фронт. Дома осталась жена с дочкой, а через два месяца родился сын, которого ему не суждено было увидеть. Домой пришло извещение – пропал без вести.
Из картотеки 9 отдела Центрального архива министерства обороны поисковики установили, что младший сержант, радист-пулеметчик 28 танкового полка Дмитрий Петрович Венедюхин убит 27 ноября 1942 года в районе высоты 206,9.
27 ноября 1942 года, 524-й день войны, второй день операции "Марс".
В хронике Великой Отечественной войны, об этой опреации говорится, что на рассвете 26 ноября, в полосе наступления 20-й армии Западного фронта, части второго эшелона — 8-й гвардейский стрелковый, 6-й танковый и 2-й гвардейский кавалерийский корпуса начали выдвижение на плацдарм. Две сотни танков, 30 тысяч солдат и 10 тысяч кавалеристов длинными колоннами растянулись по двум узким, затерянным в снегах дорогам, ведущим через реку на западный берег. В результате подвижные части понесли потери от огня немецкой артиллерии. Лишь к середине дня 6-й танковый корпус (170 танков), переправился на плацдарм. 22-я танковая к вечеру выбила немецкие гарнизоны из укреплённых пунктов в Большом и Малом Кропотово, а её 2-й танковый батальон прорвался через железную дорогу Ржев — Сычевка к деревне Ложки.
200-я и 100-я танковые бригады заняли Гриневку и Подосиновку. При этом бригады потеряли до половины личного состава и танков. Корпус перешёл к обороне. В это время немцы перебрасывали к участку прорыва части 27-го армейского корпуса из района Ржева и 9-ю танковую дивизию со стороны Сычевки.
Борис Олейник