• 28 декабря 202428.12.2024суббота
  • USD100,5281
    EUR105,9522
  • В Тюмени -1..-3 С 4 м/с ветер западный


"Самая старшая из Ивановых — это я": как искать корни, когда документы в семье не сохранились

Общество, 10:20 02 марта 2022

из семейного архива Любови Семёновой На снимке в центре — Любовь Семёнова с родителями Николаем Ивановичем, матерью Пелагеей Елисеевной, бабушкой и дядей | Фото: из семейного архива Любови Семёновой

Далее в сюжете Плохие оценки Миши Пришвина, запись о рождении Распутина и личные письма известного купца: чьи тайны хранят тюменские архивы

Ни документов, ни писем, ни возможности пообщаться со старшими родственниками. Только смутные воспоминания, отрывочные сведения и несколько черно-белых фотографий — так начинала изучение родословной тюменка Любовь Семёнова в 2019 году. Во время поисков Любовь не только больше узнала о судьбе отца, который умер, когда она была ребенком. Через архивные документы ей удалось дойти до сведений о прапрадеде, как выяснилось, тобольском мещанине.

В каких архивных документах запрятана информация о ваших самых дальних предках и что нужно сделать прямо сейчас, чтобы облегчить изучение родословной в будущем, рассказала Любовь Семёнова для серии статей к 100-летнему юбилею государственного архива Тюменской области при участии Музея воспоминаний "Мы жили".

"Самая старшая из Ивановых — это я"

группа "Музей воспоминаний "Мы жили" ВКонтакте Любовь Семёнова рассказывает о составлении своего семейного древа | Фото: группа "Музей воспоминаний "Мы жили" ВКонтакте

Любовь Семёнова родилась в 1949 году в городе Ленинабаде Таджикской ССР, сейчас это город Худжанд в Таджикистане. В четырехлетнем возрасте девочку увезли в Тюмень — к дедушке и бабушке Ивановым.

"В 1955 году умирает мой отец Николай Иванович, в 1956-м — дед Иван Степанович и бабушка Татьяна Георгиевна. Все они покоятся на Текутьевском кладбище, — рассказала Любовь Семёнова. — Незадолго до смерти матери я ее попросила: "Мама, ты напиши, почему я в Ленинабаде родилась, мне же интересно". И она мне написала кое-что. Но это я прочла только после ее смерти. И так сейчас жалею. Она там написала много того, что не надо было писать, а того, что меня интересует, теперь не узнать".

В 2019 году в Тюмени при библиотеке № 15 им. П. П. Ершова открылся клуб "Моя родословная, где с азами генеалогии знакомили всех желающих. Вместе с другими участниками Любовь Семёнова. стала искать информацию о своих родственниках, делилась своим опытом и перенимала его у других.

"У меня о предках ничего не сохранилось, ни документов, ни писем. Спросить уже не у кого, самая старшая из Ивановых — это я", — сказала Любовь.

Тюменка обратилась в органы ЗАГСа, чтобы получить необходимые для работы в архивах справки. Свидетельства о рождении, заключении брака и смерти могут потребоваться, чтобы открыть доступ к делам, содержащим личные сведения о вашем родственнике.

О судьбе отца узнала из опросного листа "Смерш"

В архиве по метрическим книгам, куда в дореволюционное время заносились записи о рождениях, браках и смертях, Любовь Семёнова выяснила, что ее отец Николай Иванович Иванов родился в 1916 году.

архив Любови Семёновой Фрагмент метрической книги Спасской церкви | Фото: архив Любови Семёновой

"Что было до 1937 года, я не знаю. К 1937 году он, видимо, работал на станкостроительном заводе, играл в футбольной команде "Судоверфь". Дом наш частный стоял напротив завода, это улица Республики. Потом Николай Иванович служил в 1938 году в армии, пока не удалось узнать, где именно", — рассказала Любовь Николаевна. Автобиографию отца она обнаружила из опросного листа "Смерш", эти сведения сообщил о себе Николай Иванов во время допроса.

семейный архив Любови Семёновой Футбольная команда " Судоверфь", 1937 год. Николай Иванович — пятый слева. | Фото: семейный архив Любови Семёновой

В 1941 году Николая Иванова забрали на фронт. Согласно опросному листу, в Украине он попал в плен 12 июня 1942 года в районе Новый Айдар, будучи в окружении. Его увезли в Германию. Был освобожден в 1945 году американскими войсками.

"Тогда ведь никого не отпускали домой после плена. Он попал в фильтрационный лагерь, который был в городе Ленинабаде. Там бывшие военнопленные добывали уран для атомной бомбы. Моя мама работала в этом городе на шелкокомбинате. Там они и познакомились. Потом их отпустили в Тюмень.

семейный архив Любови Семёновой Николай Иванович с супругой Пелагеей Елисеевной | Фото: семейный архив Любови Семёновой

В Тюмени отец пошел работать на завод "Механик". С рассказов моей матери, тогда пленных презирали, и Николай Иванович с завода ушел. Он перешел работать в некую артель, которая располагалась за Текутьевским кладбищем, ее назвали артелью инвалидов, но я до сих пор не могу узнать, что там была за артель. Он обучал там токарей. Сильно пил, жизнь такая была.

И в 39 лет, в 1955 году, он скоропостижно умер. Это было перед Новым годом, мне тогда было шесть лет. Мы с ним учили стихотворение: "В классе уютном утром просторным стоит тишина, заняты школьники…". По-моему, это Маршак написал. Я это учила, чтобы попасть на елку новогоднюю в драматическом театре, там ведь подарки раздавали. Но он меня не сводил. Он умер 25 декабря. 24 дня было моему брату, он только родился. Текутьевское кладбище было недалеко, стоял лютый мороз, гроб несли на полотенце. И я в санях рядом ехала", — вспоминает Любовь Семёнова.

"Мое родословное древо пока больше похоже на молоденький саженец, но я стараюсь"

Сведения о родственниках Любовь Семёнова почерпнула из документов, хранящихся в государственном архиве Тюменской области. В метрической книге Спасской церкви она нашла запись о венчании ее бабушки и дедушки от 1909 года. Выяснилось, что Иван Степанович Иванов был тобольским мещанином, бабушка Татьяна Георгиевна — крестьянская дочь, рожденная в Пермской губернии Шадринского уезда Крестовской волости.

Иван Степанович и Татьяна Георгиевна Ивановы в Тюмени Иван Степанович Иванов в Тобольске 

На момент заключения брака им было по 27 лет. У них родились трое детей: Павел (1912) умер молодым, Зинаида (1915), которая умерла в месяц, и Николай (1916) - отец Любови Семёновой.

Дальнейшие поиски привели тюменку в государственный архив Тобольска, где она нашла необходимую информации в переписи населения Российской империи от 1897 года.

Из переписных листов Любовь узнала, что когда ее деду Ивану Степановичу было 15 лет, он служил у купца второй гильдии Болислава Ярошевского, владельца погребка русских и иностранных вин. Иван работал подносчиком при лавке.

фрагмент переписи населения Российской Империи от 1897 года фрагмент переписи населения Российской Империи от 1897 года 

Семья жила в собственном доме на ул. Архангельской, кроме Ивана было пять детей. Хозяин семейства, прадед Любови — Степан Иванович, тобольский мещанин. Его супруга, прабабушка — Ольга Егоровна Иванова (до замужества Трухина) из д. Сумкина.

Нашлась информация и о более дальних предках. Любовь Семёнова обнаружила сведения о прапрабабушке Марии Петровне Ивановой из д. Бизина, а также прапрадедушке Иване Ивановиче Иванове, тобольском мещанине.

Много полезной информации о предках, живших до революции, тюменка узнала из ревизских сказок, которые также хранятся в государственных архивах. По ревизии можно узнать номер двора, имена жильцов, возраст по предыдущей ревизии, изменения в жизни людей между переписью, например, что кто-то умер или отдан в рекруты.

"Теперь я знаю про тобольскую родню много. Поиск предков — занятие безумно увлекательное, но трудоемкое. Требует много времени, а продвигается медленно. Мое родословное древо пока больше похоже на молоденький "саженец", но я стараюсь, — отмечает Любовь Семёнова. — Если кому-то сейчас некогда вести архивные поиски или нет желания, хотя бы храните фотографии, документы, расспрашивайте старших близких. Потом спросить будет не у кого".

Влада Нерадовская

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен