У Тюменской области есть точки роста масштабирования франшиз, уверен эксперт форума СУП
Далее в сюжете В рамках форума СУП организуют ярмарки для самозанятых
Тюменская область растет по количеству населения. Это самый главный фактор для развития франчайзинга. Выход франшиз, которые родились в регионе, на экспорт станет точкой роста по масштабированию франчайзинга.
Такое мнение в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" высказал сооснователь Topfranchise.ru / Topfranchise.com, эксперт по развитию франшиз за рубежом, председатель комитета "Опоры России" по развитию франчайзинга Василь Газизулин, который станет главным спикером новой площадки "Топ франшиз" на тюменском международном форуме СУП 19-21 августа.
Василь, расскажите нам, пожалуйста, что происходит на рынке франшиз после 24 февраля? Насколько он пострадал от антироссийских санкций?
- Рынок франчайзинга в России на всем его существовании, а это почти 30 лет, проявляет четкий вектор импортозамещения. 95 процентов франшиз, которые работают в стране, это российские бренды, и импортозамещение здесь произошло очень давно. После 24 февраля мы видим, что большинство российских компаний сохранили свои позиции, никто не ушел с рынка. Рынок франшиз со стороны покупателей пострадал от шока, который длился первые две недели после начала спецоперации. Далее он стал нормализоваться. Сейчас открылись гигантские возможности по замещению тех 5 процентов западных брендов на российские бренды. Дело в том, что среди них были бренды, которые контролировали достаточно большие сегменты в одежде, общепите, и сейчас освободились. Мы видим большие перспективы. Если говорить про сложности – разрыв цепочек поставок, разрыв отношений с поставщиками каких-то продуктов питания, расходных материалов. Но благодаря параллельному импорту и быстрой реакции наших предпринимателей - владельцев франчайзинговых сетей, а также сплоченности франшизы, мы видим консолидацию и позитивный настрой в решении этих проблем.
Что из тех брендов, которые и были основными "поставщиками" франшиз, на сегодня осталось на российском рынке?
- Из тех иностранных брендов франчайзинговых крупных, международных, которые остались в России, надо отметить, что "Долина пицца" публично заявляла о том, что остается на российском рынке. Это сеть пиццерий из Америки и номер один в мире осталась в России. Компания "Баскинг Робинс" осталась. "Сабвей" – крупная отраслевая франшиза, иностранная, которая продолжают работать. KFC и "Бургер кинг" также функционируют.
Какие направления франшиз - одежда, обувь, общепит и так далее - пострадали от санкций больше всего?
- Лакшери-сегмент, который еще как-то присутствовал в России, пострадал больше всего. Западные бренды отзывают свои косметические представительства, закрывают их в индустрии косметики. Это, действительно, большая проблема в текущей ситуации. Но это открывает большие возможности для российских производителей и производителей из дружественных стран. Одежда, обувь в крупных городах страны – заметно меньше стало людей в торговых центрах, где в самых дорогих, премиальных, раскрученных торговых центрах основные площади занимали франчайзинговые бренды западных стран. Но, если говорить в среднем по России, в небольших городах мы не видим практически никаких изменений в структуре потребления, никакой грусти о том, что какой-то бренд ушел из России, мы не наблюдаем. А видим бодрость тех людей, которые готовы их заместить.
Василь, как на фоне всех изменений, которые коснулись экономики, выглядят регионы, в частности Тюменская область, по развитию института франшиз?
- Мы знаем, что Тюменская область растет по количеству населения. Это самый главный фактор для развития франчайзинга. Большинство регионов, которые поняли, что жизнь продолжается, нужно сохранять качественный уровень товаров и услуг в регионах, они дают много субсидий на покупку франшизы. В авангарде стоит Москва, Московская область, ЯНАО и мы видим и хотим, что это должно быть применено и в Тюменской области. Есть меры поддержки в центрах "Мой бизнес" при покупке франшизы, при создании франшизы, при экспорте через франчайзинг. Наша компания Topfranchise.ru / Topfranchise.com сотрудничает с Российским экспортным центром и с центрами поддержки экспорта ряда субъектов, мы видим в этом точку роста по масштабированию франшиз, которые родились в Тюменской области.
Вы на форуме СУП в Тюмени будете главным спикером площадки "Топ франшиз", которая откроется впервые. Какие вопросы намерены обсудить с участниками форума в первую очередь?
- У нас будет три основные темы, которые мы затронем на форуме СУП. Первая – как создать свою франшизу на базе успешного бизнеса в Тюменской области и Тюмени. Как масштабировать лучшие практики реализации товаров и услуг в соседние регионы, другие регионы страны. Второе - мы хотим рассказать, как правильно выбрать свою франшизу, какие из них будут применимы в вашем регионе. Третий вопрос – экспорт через франчайзинг в ближнее и дальнее зарубежье. Чтобы начать экспортировать не только нефть и газ, но и продукцию с высокой добавленной и интеллектуальной собственностью, которая может быть востребована в будущем. Мы это наблюдаем в Саудовской Аравии, имеющей много общего с тюменским регионом, – нефтяные деньги конвертируются в массовый сегмент, в стартап-индустрию, во франчайзинг. Экспорт из Тюмени с помощью франшизы – это одна из главных тем.
Анжела Лебедева