27 экспериментов по внедрению ИИ-персон в учебный процесс провели в ТюмГУ за год

27 экспериментов по внедрению ИИ-персон в учебный процесс провели в Тюменском госуниверситете за 2024 год. Нейросеть выполняла часть функций преподавателя на дисциплинах: "Мир сквозь время", "Теория новых медиа", "Дизайн-мышление", "Аналитическая систематика" и других.
О промежуточных итогах стратегического проекта корреспонденту "Тюменской линии" рассказала директор Школы образования ТюмГУ и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта SAS ТюмГУ Ульяна Раведовская.
"Мы начали проект как ответ на вызов, с которым столкнулись университеты. Искусственный интеллект – это такая технология, которая заставляет переосмыслить весь образовательный процесс. Когда студенты используют нейросеть как инструмент плагиата, они не учатся. А с другой стороны, ребятам после выпуска надо жить в мире, где ИИ много что делает. Они должны уметь его продуктивно использовать", – пояснила она.
В университете разработали и внедрили в образовательный процесс 39 "персон курса" на основе существующих больших языковых моделей. Они заменяют экспертные функции преподавателя в аудитории. Эксперты центра конкретизировали, какие функции реализует преподаватель в аудитории для достижения студентами образовательных результатов, каждую из функций декомпозировали до отдельных задач и затем экспериментально проверили, с какими задачами лучше справляется преподаватель, а с какими – ИИ-персона.

"Я преподаю предмет "Дизайн-мышление" и в этой дисциплине два раза провела эксперименты. У меня была контрольная и экспериментальная группы. Первая училась как обычно, а во вторую я пришла дважды, чтобы познакомить студентов с логикой курса и принять у них в конце проекты. В остальное время с ним был медиатор - не эксперт в теме. Этот человек организовывает деятельность студентов для достижения образовательных результатов: выполняет с ними задания, которые ранее разработала я. Задача медиатора в том числе - работать с мотивацией студентов, поддерживать их вовлеченность. Экспертно же ребят сопровождала ИИ-персона Стив", – добавила Ульяна Раведовская.
Первые результаты проектов у экспериментальной группы были чуть хуже, чем у контрольной. Тогда директор Школы образования ТюмГУ иначе структурировала деятельность медиатора и итоги оказались выше, чем у тех, кто учился в контрольной группе. "Таким образом, мы можем говорить, что мы полноценно заменили меня как преподавателя на другую конструкцию. Вместо меня работает медиатор и кастомизированный искусственный интеллект", - резюмировала она.
Проект продлится до 2030 года. За это время специалисты проведут множество экспериментов, исследований, связанных с социологией, философией, психологией, которые требуется для того, чтобы осмыслить то, что происходит сейчас с искусственным интеллектом внутри образовательного процесса. В совместную работу с ТюмГУ в этом направлении включились исследователи из МФТИ, МГПУ, ЮФУ.
Напомним, что Тюменский госуниверситет успешно прошёл отбор в программу стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" и получит дополнительную господдержку в виде гранта на сумму около 460 млн рублей. Губернатор Тюменской области Александр Моор лично присутствовал на защите проектов вуза. Он отметил, что тюменский вуз не первый год участвует в этой программе. По его словам, это время команда университета разработала несколько новых, коммерчески успешных проектов, направленных на научно-технологическое развитие региона.
Виктория Макарова