• 21 мая 202421.05.2024вторник
  • USD90,6537
    EUR98,5842
  • В Тюмени 22..24 С 4 м/с ветер юго-западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Материалы к Президиуму Госсовета: коренные малочисленные народы Тюменского Севера

Политика, 09:44 28 апреля 2004

**Салехард. Сегодня в Салехарде состоится заседание Президиума Госсовета России под председательством президента страны Владимира Путина.

**

В повестке дня один вопрос - "Об основных направлениях государственной политики в отношении северных территорий Российской Федерации". Пресс-служба губернатора Тюменской области предоставила агентству "Тюменская линия" материалы, подготовленные к заседанию Президиума Госсовета.

Коренные малочисленные народы Тюменского Севера

На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относятся татары и малочисленные народности Севера (ханты, манси, ненцы и селькупы).

Древнейшими из ныне живущих в Западной Сибири народов являются селькупы (около 4 500 чел.). Селькупы (остяки, остяко-самоеды - устаревшее название) живут в Томской и Тюменской (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский авт. округа) областях и Красноярском крае. Выделяются северные селькупы, живущие в лесотундре (самоназвание - селькуп), и южные (самоназвание - чулым-куп, "земляной человек", сус-секум, "таёжный человек"). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Диалекты: тымский (юж.) и тазовский (сев.) Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

ЯНАО - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов, манси.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в дореволюционной научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами, или вогуличами. Эти этнические имена предположительно означают "человек", "мужчина", "народ". Хантыйский язык (письменность на кириллической графике) с 1937.

Манси (вогулы) объективно относятся к генетически родственному народу ханты.

Ненцы, или в прошлом самоеды (самоядь). Самоназвание народа "ненец", "ненеця", "хасава" означает "человек", "мужчина", "настоящий мужчина". Ненецкая письменность на латинице появилась в 1932, однако с 1937 она строится на основе русской графической системы.

Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала ХХ века - так описывает ханты: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.

Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки".

И.Г. Остроумов (1904 год) дает вогулам следующую характеристику: "По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный и добродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, что такое, например, обман, кража, тем более убийство".

Для обозначения ханты и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Языки ханты и манси лингвисты относят к угорским; в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

Контакты между коренными народами Западной Сибири и Русским государством первоначально происходили на уровне товарообмена (13-14 вв.). В 15-16 вв. у ханты, манси, селькупов появляются племенные союзы - княжества.

У сибирских татар раннефеодальное государственное образование - Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в их военных кампаниях. Но после походов Ермака в 80-е гг. 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.

Все эти культурно-исторические и этнические процессы, несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры малочисленных северных народов.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда ханты и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная.

В настоящее время коренные малочисленные народы составляют около 2% всего населения ХМАО. Доля аборигенного населения в общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа составляет немногим более 34 500 человек, кочевой образ жизни ведут около 15 тыс. человек. В национальном составе ненцы составляют 4%, ханты - 1,5%, коми - 1%.

Северное оленеводство - основа своеобразной культуры, позволяющей человеку жить в гармонии с суровыми природными условиями Крайнего Севера. Коренные народы Севера России имеют разнообразные традиции и богатый опыт ведения оленеводческого хозяйства в различных географических условиях тайги и тундры. Для многих из них северное оленеводство - важнейший фактор этнической консолидации. Не будь оленеводства, значительная их часть была бы уже ассимилирована доминирующим обществом.

В настоящее время северное оленеводство в России находится в глубоком кризисе. В целом он связан с тем, что за годы планового хозяйства оленеводческое хозяйство было лишено самостоятельности и искусственно привязано к государственным дотациям. В период реформ дотации и плановые закупки оленьего мяса прекратились. Попытки провести в отрасли преобразования, создать "семейно-родовые", "общинно-родовые" или "фермерские" оленеводческие хозяйства положительного результата не дали. В большинстве северных регионов поголовье оленей продолжает сокращаться, бывшие оленеводы живут в нищете, теряется уникальный опыт и культурные традиции оленеводства.

В результате промышленного освоения Севера традиционным видам деятельности коренных народностей, их образу жизни нанесен огромный ущерб: они лишились многих охотничьих и рыболовецких угодий, оленьих пастбищ, вынуждены были переселяться из районов прежнего проживания.

Для защиты малочисленных народов Севера необходима социальная государственная программа и финансирование.

С целью возрождения и развития малочисленных народностей Тюменского Севера, сохранения их культуры и быта, традиционных видов деятельности им выделены территории приоритетного природопользования: в Ханты-Мансийском автономном округе они занимают треть, в Ямало-Ненецком – почти половину площади. Эти территории включают в себя места обитания и хозяйственной деятельности коренных народов. Промышленное освоение в границах территорий приоритетного природопользования или исключается, или возможно с разрешения проживающих там коренных жителей и местных органов управления. Администрация ЯНАО получила в управление более 5% акций РАО "Газпром", выделенных специально для поддержания коренного населения.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен