• 17 декабря 202517.12.2025среда
  • USD79,4302
    EUR93,8054
  • В Тюмени -19..-21 С 2 м/с ветер западный


Что сказал Собянин

Губернатор, 05:40 15 августа 2003

Пресс-конференция губернатора Сергея Собянина, состоявшаяся 13 августа, официально была посвящена 59-й годовщине образования Тюменской области. Сергей Семенович не обошел тему предстоящего юбилея области.

Никаких дворцов к этой дате строить не будут, сказал он. Праздники ради праздников проводить бессмысленно и вредно. Юбилей должен отмечаться для людей, которые положили свою жизнь ради процветания региона. Для ветеранов промышленности и сельского хозяйства, для учителей и врачей, всех тех, кто вложил свою энергию, свои знания и способности в развитие области.

А в целом разговор шел о том, чем живет области и что заботит губернатора.

О промышленности и сельском хозяйстве

Показатели работы всех отраслей имеют положительную динамику за исключением легкой промышленности, где наблюдается небольшой спад. Это естественно при том огромном потоке импорта дешевых товаров народного потребления, который идет к нам из Китая и других стран. По росту производства мы находимся на одном из первых мест в России, это составляет более 12%.

Если в предыдущие годы в медицинской промышленности были серьезные проблемы, то сегодня рост производства в ней составляет более 20%. Такие крупные предприятия области как Тобольский нефтехимический комбинат, аккумуляторный завод, завод медицинского оборудования приращивают объемы продукции на 20%.

Перспективы развития региона по-прежнему связаны, в первую очередь, с нефтяной и газовой промышленностью. От этих отраслей зависит машиностроительный комплекс и нефтехимия.

Недавно СИБУР заключил соглашение с банками по кредитованию нового проекта на базе Тобольского нефтехимического комбината. В проект предполагается вложить около 60 млн. долларов, будет задействовано и то оборудование, которое годами лежит в Тобольске. Его стоимость - более 200 млн. долларов. В случае успешной реализации проекта комбинат увеличит объемы в два раза.

Сельское хозяйство остается одной из самых проблемных отраслей экономики. Тем не менее, на селе удалось решить целый ряд вопросов. Динамично развивается перерабатывающая промышленность, птицеводство, мясное животноводство. Мы закупили около 1000 голов племенного мясного скота, сегодня в области уже 8,5 тыс. голов племенного и помесного скота мясных пород. Практически создана новая отрасль. Быстрыми темпами растет производство птицы, яйца.

В этом году удалось то, что не удавалось все предыдущие годы - сдвинуть с мертвой точки молочную отрасль, существовавшую на грани финансового краха. Сегодня это одна из привлекательных отраслей. Цена на молоко, которое принимают наши заводы, в 1,5 раза выше, чем в прошлом году. Поэтому сегодня уровень рентабельности в этой отрасли составляет в среднем 20-30%.

Думаю, в этом году поправится ситуация и в зерновом хозяйстве. Виды на урожай неплохие, качество зерна лучше, чем в прошлом году, цены значительно выше.

О рентных платежах

В последнее время происходит резкая централизация рентных платежей. Уже 80% платы за недра концентрируется в федеральном бюджете. Процесс будет продолжаться. Рентные платежи должны быть достоянием всего государства, это принципиальная позиция Президента и Правительства.

Для Тюменской области, нашего бюджета, экономики региона эта ситуация крайне тяжела и невыгодна. Хотя мы политически понимаем, что так и должно быть. Мы настойчиво из года в год отстаиваем позицию, чтобы часть платежей за недра все же оставалась в области и в регионе в целом. К сожалению, в этом году прогнозы неутешительны. Предполагается концентрация 100% платежей за газ в федеральном бюджете, выпадает серьезная составляющая, особенно по Ямало-Ненецкому автономному округу. Значительно уменьшается доля налога от добычи нефти в областном и окружном бюджетах. Сумма доходов, предположительно выпадающих из областного бюджета следующего года, составляет около 4 млрд. рублей. Это практически четверть всех доходов.

Но это пока только проекты и предположения. Мы проводим постоянные консультации с министром экономики, министром финансов, их заместителями, с руководителями фракций Думы. Думаю, что удастся минимизировать эти потери, но каковы они будут в реальности, покажет время.

Если говорить о замещении доходов от добычи нефти другими налогами, я вам просто напомню. В 2000 году бюджет Тюменской области составлял 10 млрд. рублей. Сегодня без налога на добычу полезных ископаемых бюджет области составляет 10 млрд. То есть мы и без рентных платежей достигли уровня бюджета, которым, вместе с рентными платежами, располагали два года назад. При этом не стоит забывать, что значительно увеличились и расходы областного бюджета: кратно выросла заработная плата, коммунальные платежи. Без доходов от добычи полезных ископаемых чрезвычайно трудно сбалансировать бюджет. Поэтому мы будем отстаивать свою позицию и на уровне правительства, и на уровне президента, и на уровне Государственной думы.

Об оптимизации бюджетной сферы и административной реформе

К сожалению, в бюджетной сфере более 10 лет никто не занимался ревизией. Что там происходит, куда идут бюджетные деньги? 90% этой сферы находится в ведении местного самоуправления. Вы знаете, что на юге Тюменской области самоуправление осуществлялось по поселковой модели. За эти годы штаты бюджетных учреждений значительно выросли. В то время как реальное количество населения уменьшилось. Уменьшилось число школьников, но увеличилось количество учителей, школ.

У нас есть совершенно нелепые случаи, когда в одной школе учится три ученика, два из них - дети учительницы. А соседняя школа - всего в 5-7 км. Есть удивительные случаи, когда на 100 учителей в школе приходится 90 человек обслуживающего персонала: Во всем этом надо предметно разбираться, что мы и делаем. Я думаю, что в результате этой работы мы выполним все обязательства областного бюджета, обеспечим своевременное повышение заработной платы, выплату социальных пособий, несмотря на изменения межбюджетных отношений.

За последние годы мы в два раза сократили количество чиновников, и хуже работать администрация не стала, поверьте. Административной реформой мы занимаемся давно. Есть серьезные результаты. Речь идет и об уменьшении количества работающих, и оптимизации, и структурных изменениях. Как процесс будет дальше идти, трудно сказать, но ясно, что это коснется области. Количество аппаратных работников в регионе составляет не тысячи, а десятки тысяч человек. Естественно, любое изменение структуры федеральных органов власти коснется и чиновников областного уровня.

Необходимо заниматься функциями государства и всей бюджетной системой России в целом. У нас количество бюджетников просто колоссальное, и страна, если бы не нефтяные ресурсы, просто была бы не в состоянии их прокормить.

Президент буквально месяц назад выразил достаточно жесткое отношение к "бюджетной халяве". Как эти слова будут реализовываться на деле, трудно сказать. Но в основе административной реформы, все-таки должна лежать оптимизация функций государства, а потом уже перекраивание чиновничьего аппарата.

Об автономных округах

Статья 26.6. закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ? предполагает очень серьезные последствия. В соответствии с этой статьей большая часть полномочий, а, значит и источников доходов, передается краю, области от автономных округов. Это серьезные изменения в политической ситуации сложно-построенных субъектов Российской Федерации.

Причин для каких-то истерик быть не должно. Считаю, что те, кто пытаются включить население в решение этого вопроса политическими методами, неправы. В целом ряде средств массовой информации на севере пытаются запугать население, говоря о том, что сразу же упадет заработная плата, исчезнут дополнительные выплаты, пособия и т.д. Это дешевый популизм, игра на несуществующих проблемах.

Данная статья закона предполагает полную возможность решения этого вопроса оптимальным путем на региональном уровне без привлечения федеральных структур. Трудно предположить, что в регионе живут безответственные люди, которые сделают так, что будет хуже для населения. Наоборот, мы сделаем все так, чтобы население ни в коем случае в ходе этих реформ не пострадало.

О поборах

Родители не должны платить за детский садик три с половиной тысячи, потому такой платы нет. Сегодня официальная плата родителей составляет не более 20% от суммы затрат. Это в среднем 1900 рублей в месяц. А то, что происходит, это "левая" плата, с которой должны разбираться правоохранительные органы. Когда говорят: не трогайте бюджетную сферу, там все замечательно - это далеко не так, в том числе, порядка нет и в детских дошкольных учреждениях. Значительная часть детей ходит в детсад практически бесплатно, уровень официальной оплаты снизился в два раза по сравнению с тем, что была в советское время. В тоже время параллельно развивается "черная", "левая" оплата, которая идет в карман далеко не всем, кто работает в этих детских садах. С этим, конечно, надо разбираться. Легализовать денежные потоки, которые собираются с родителей. И этим мы тоже занимаемся.

Полный текст пресс-конференции С.С. Собянина 13 августа 2003 года

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен