Александр Нагибин: бумажные документы - главное излишество современности
Фактическая, а не формальная оптимизация предоставления государственных услуг при переводе в электронный вид поможет вывести их оказание на качественно новый уровень. Об этом заявил директор ГАУ ТО "МФЦ" Александр Нагибин на пленарном заседании в рамках форума "ИНФОТЕХ-2016".
Он рассказал о том, что вместе с департаментом информатизации Тюменской области многофункциональные центры проводят масштабную кампанию по обеспечению доступа для жителей региона на портал госуслуг.
"Многих людей уже зарегистрировали, в наших подразделениях установлены специальные рабочие места, где консультанты показывают и рассказывают о том, как можно получить те же услуги в электронной форме", - пояснил Александр Нагибин.
Докладчик поднял вопрос о том, убирается ли лишнее в оказании услуг при переводе их в электронную форму и чем вообще отличаются сейчас личный прием граждан от подачи заявления через Интернет. Проблему он продемонстрировал на примере регистрации гражданина по месту жительства.
"Разницы практически никакой: и в том и в другом случае необходимы два посещения и в итоге нужно принести в ведомство документы, сведения из которых уже есть в распоряжении государства. В системном проекте электронного правительства РФ есть главное, на мой взгляд, словосочетание "качественно новый уровень взаимодействия". На портале госуслуг можно заполнить форму заявления, после чего заявителя приглашают на определенное время для подписания бумажного заявления и сверки данных. Это функционал записи в очередь с небольшим бонусом в виде предзаполненного заявления. Подачу документов через МФЦ тоже нельзя назвать качественно новой", - пояснил Александр Нагибин.
По его мнению, словосочетание "качественно новый" должно значить то, что не нужно приходить в органы, приносить какие-то справки и дублировать электронные заявления бумажными. Человека должны автоматически уведомлять об изменениях его статуса, о новых правах и льготах.
"Обязательное предоставление документов на бумаге - главное излишество в XXI веке. Для оказания услуги вообще не нужны документы, нужны только сведения, а они чаще всего у органов власти уже есть. Надо придать им юридическую силу, а также обязать ведомства немедленно предоставлять информацию по ведомственным запросам без всяких сроков в пять и более дней. Надо уйти от практики определения результата услуги как документа, результатом должны стать сведения. Когда уберется бумага и сократятся сроки, можно будет говорить об использовании всего потенциала многофункциональных центров. А пока что мы имеем заколачивание микроскопом гвоздей", - уверен Александр Нагибин.
Дарья Казакова