Тюменские аналитики назвали плюсы и минусы использования общественного транспорта
Специалисты Института территориального планирования "Град" рассмотрели мировые тенденции в развитии дорожной инфраструктуры. Они отметили плюсы развития общественного транспорта в крупных городах мира.
Общественный транспорт способствует уменьшению заторов на дорогах и времени передвижения, что выяснилось на примере Мюнхена и Сингапура, где жители преимущественно перемещаются на общественном транспорте, велосипеде или пешком. Время доступа к 500 тыс. рабочих мест составляет 20-25 минут. В Хьюстоне и Мельбурне, где используются в основном личный транспорт, показатель увеличивается до 55-70 минут.
Городское пространство - достояние всех жителей, и общественный транспорт использует его гораздо более эффективно, чем частный автотранспорт, отметили исследователи. Поездка из дома на работу на автомобиле занимает в 90 раз больше городского пространства и инфраструктуры, чем поездка на метро, и в 20 раз больше места, чем поездка на автобусе и трамвае.
Для перевозки 50 тыс. человек в час в одном направлении необходимо дорожное пространство требуется 175 м шириной для перевозки только личным транспортом, 35 м шириной для перевозки только автобусами, 9 м шириной под железнодорожный путь - рельсовым транспортом.
Активное использование общественного транспорта вместо личного позволяет сократить выбросы вредных газов: автобусы потребляют в 3,4 раза меньше энергии на один пассажиро-километр перевозок, чем автотранспорт. Это соотношение еще более повышается в часы пик: в городах, где передвижение на общественном транспорте, велосипеде или пешком превалирует в общем объеме мобильности, на каждого жителя ежегодно приходится экономия 500-600 литров горючего.
Общественный транспорт дает рабочие места и обеспечивает их доступность: во многих городах сеть общественного транспорта является одним из крупнейших работодателей, и такие рабочие места не могут быть куда-либо перенесены. В Европе операторы автобусного парка суммарно создают около 1 млн рабочих мест, а каждое рабочее место в секторе общественного транспорта связано с четырьмя рабочими местами в других секторах экономики. Вложения в сферу создают на 25% больше рабочих мест, чем аналогичные суммы, вложенные в строительство дорог и автомагистралей.
Очевидна прямая экономическая выгода для муниципалитета: каждый евро, полученный в секторе общественного транспорта, создает добавочную стоимость в экономике в целом еще на четыре евро. В городах с высокой долей общественного транспорта, пешеходного и велосипедного движения транспортные расходы равны 50% аналогичных расходов тех городов, где эта доля находится на низком уровне. Расходы на транспорт в Токио и Гонконге равны 6% ВВП, в Хьюстоне или Сиднее - более 12%. Потери равны 2 тыс. евро на одного жителя в год. Массовый переход к использованию общественного транспорта и схемам устойчивой мобильности помогает экономике сократить топливную зависимость и способствует повышению ее платежного баланса.
Выявили тюменские специалисты и недостатки использования общественного транспорта. По их данным, пассажиры ограничены в маршрутах, вынуждены подстраиваться под расписание, страдает и комфортабельность поездки в транспортном средстве.
При этом, по данным опроса, который проводил Институт территориального планирования "Град", 45% тюменцев тратят на транспорт более 2 тыс. рублей в месяц, 20% - от 1 до 2 тыс. рублей, 18% - от 500 до 1 тыс. рублей, 17% - менее 500 рублей. 34% участников дорожного движения используют транспорт, чтобы добраться на работу, 26% - домой, 8% - на учебу. 11% жителей ездят по служебным целям, столько же за покупками.
Это доказывает необходимость сокращения времени на поездку до работы и учебы по регулярным маршрутам, считают специалисты. Согласно опросу, на остальные цели (покупки, отдых, спорт) жители готовы тратить больше времени для получения желаемого результата.
Специалисты Института территориального планирования "Град" уверены, что для правильной организации дорожной инфраструктуры необходима программа комплексного развития.
На конференции "Роль транспорта в жизни современного города" они представили долгосрочный план мероприятий по строительству и реконструкции объектов местного значения в сфере транспортной инфраструктуры, который подготовили для муниципального контракта по заказу департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКР ТИ) включает обновленную электронную базу данных о территории в части транспортной инфраструктуры для внесения изменений в генеральный план и проекты планировки территории и модель современного и будущего функционирования транспортной инфраструктуры для мониторинга реализации и своевременной корректировки программы комплексного развития и соответствующих муниципальных программ.
Проект разрабатывается на срок действия действующего генерального плана города (с 2016 по 2040 гг.).
Ирина Ромашкина