"Живая память": Александр Фатеев
Ежегодная акция "Живая память" пройдет в Тюмени 5 мая. Информационное агентство "Тюменская линия" запускает серию материалов о военных корреспондентах.
С “лейкой” и блокнотом, а то и с пулемётом…"
Девятого мая (с 51 года из 96 прожитых) ветеран Великой Отечественной войны, капитан в отставке Фатеев Александр Прокопьевич принимал поздравления не только с праздником Победы. Старейший мастер пера и микрофона в этот день отмечал ещё одно знаменательное событие: 9 мая 1936 года началась профессиональная карьера Фатеева-журналиста.
Этой весной он, основатель самой многочисленной в России династии журналистов мог бы отпраздновать грандиозный юбилей — свое 110-летие…
И всё-таки 2 апреля (19 марта по старому стилю) в Тюменском Доме журналистов собрались те, кто знал, любил и уважал Александра Прокопьевича — его коллеги, друзья, ученики. Состоялась презентация книги "Мы цепь времён", созданной им самим на склоне лет. Родословная большой дружной семьи, своеобразная летопись эпохи…
Из интервью А. П. Фатеева корреспонденту газеты "Тюменская правда" (1985 г.)
— В армию я призывался пять раз. Во время военных сборов командовал танком, артиллерийским орудием, учился в школе погранвойск на станкового пулемётчика. Но так получилось, что до 1942 года мне не пришлось участвовать в боевых действиях ни на Халхин-Голе, ни на финском фронте в начале Великой Отечественной. Находясь на Дальнем Востоке, служил я в запасном полку, где готовили сержантов в минометчиков.
Рота, в которой я был политруком, была одной из лучших в батальоне. Однажды ко мне направили журналиста армейской газеты. Поздоровавшись, он сообщил, что ему поручено подготовить страничку на тему: "Учимся воевать по-гвардейски". И попросил меня подобрать лучших бойцов. Когда материал для газеты был готов, военный корреспондент спросил: "Если вас пригласят в армейскую редакцию, не будете возражать?"
Этот разговор проходил в октябре 1941 года. И вскоре я стал сотрудником, а через месяц ответственным секретарём дивизионной газеты "Боевая красноармейская", которая начала выходить в одной из дивизий Резерва Главного Командования.
Наступил июль второго года войны. Наша часть тронулась в путь — на Запад. Наш эшелон приближался к Сталинграду…
— Мое боевое крещение произошло 16 августа. Вечером я прибыл на передовую. Всю ночь ходил по окопам, блиндажам, встречался с солдатами и командирами, отличавшимися в боях. А рано утром чуть не попал в окружение. Выручили сапёры. Они заметили фрицев, которые зашли в тыл соседнего подразделения. Потом девять "Юнкерсов" пикировали на наши позиции. Есть раненые. Ушел к артиллеристам. Там попал под миномётный обстрел.
Из воспоминаний ветерана 78-й гвардейской Вислинской стрелковой дивизии, редактора газеты "Боевая красноармейская" Врама Еронасьяна:
— "Если бы меня спросили, что мне запомнилось из фронтовой практики журналиста Александра Фатеева, я бы ответил: его истрепанный блокнот с листками, с обеих сторон исписанными карандашом, где многие слова не дописаны до конца. И на все последующие "почему?" пояснил бы:
· С обеих сторон, потому что экономил бумагу
· Карандашом, потому что не было авторучек
· Незаконченные слова, потому что писал в спешке, под вой авиабомб и треск пулеметов
А ведь в обязанности ответственного секретаря "дивизионки" входило: сидеть в редакции, править заметки, сдавать их в набор, составлять макет и читать корректуру…
Однажды Фатеев отправился на передовую "за фактами и героями" (так он всегда говорил). Но возвратился не в редакцию, а в медсанбат. И не "своим ходом", а на санитарной машине. Узнал, что предстоит рукопашный бой и решил принять в нем участие, увидеть все своими глазами…"
Из наградного листа:
Фатеев Александр Прокопьевич. Годы жизни – 1907-2003.
Родился в д. Елань Нижнетавдинского района Омской (с 1944 г. – Тюменской) области. С мая 1936 г. литературный сотрудник, позднее ответственный секретарь, заместитель редактора газеты "Красное знамя". Призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии) 11 июля 1941 года.
В Отечественной войне – с 27 июля 1941 г.: Сталинградский, Донской, Воронежской, Степной, 2-й и 1-й Украинский фронт.
Фронт 28 сентября, 1943 года он лично участвовал в отражении контратаки противника на правом берегу Днепра. В опасный когда немцы вплотную подошли к окопам 2-й роты 225 саперного батальона, среди бойцов началось замешательство. И Александр Фатеев, который прибыл в роту для организации статей и набрать материала, поднял бойцов в атаку. Вооружившись автоматом, он пошёл вперёд, вслед за ним поднялся командир роты и остальные бойцы. Благодаря инициативе и решимости Фатеева и упорству солдат контратака была отбита.
В этом бою Александр Фатеев получил тяжёлое решение и только после 8 месяцев лечения вернулся в родную часть.
Боевые награды: медаль "За оборону Сталинграда" (22 декабря 1942), медаль "За отвагу" (13 февраля 1943), орден Красной звезды (01 августа 1944), ордена Отечественной войны 2 ст. (24 марта 1945 и 09 мая 1945), орден Отечественной войны 1 ст. (1985 год).
Из послевоенных воспоминаний А.П. Фатеева:
– "Своей отвагой и мужеством ещё со сталинградских боев прославился опытнейший комбат Иван Александрович Мацокин. В очередной мой поход на передовую я должен был побывать в боевых порядках именно его батальона. Добрались до штаба, а там траур: только что смертью храбрых пал командир Мацокин.
На месте трагедии мне показали березки, окропленные кровью.
— Даже хоронить было нечего…, — сказал, не скрывая слёз, его ординарец.
Три дня и ночи комбат Мацокин руководил боем. Ему некогда было спать и даже есть. Все попытки хоть на часок уложить командира на отдых были напрасными.
Семь раз немцы бросались на позиции батальона, но с большими потерями откатывались назад. Гвардейскую стойкость мацокинцев не могли сломить ни эсэсовцы, ни танки, ни миномётный огонь. Пример бесстрашия показывал командир. В самые трудные минуты боя он в каске, с двумя противотанковыми гранатами появлялся среди бойцов. Только за один день они ходили в контратаку пятнадцать раз. Иван Александрович Мацокин погиб на земле своего родного района …
Спустя три десятка лет после Курской битвы, мы – гвардейцы, оставшиеся в живых, собрались в городе Шебекино. Редактор нашей газеты Врам Ероносьян привёз фотокопию моего материала о гибели комбата. Его напечатали в городской газете 4 августа 1973 года.
Местные журналисты разыскали родственников Ивана Александровича. Оказалось, что они во время войны получили известия, что Иван Мацокин пропал без вести… И рядом с моим материалом было опубликовано письмо брата героя Афанасия Мацокина:
"…тридцать лет мы искали могилу брата, но не могли узнать даже подробностей гибели. И вот приехавшие участники сражения на Курской дуге рассказали нам о героизме. Низкий вам поклон, наши защитники!"

