Божественные звуки в "Благоговении" маэстро
Плоды многолетних раздумий о вере, религии и божественном начале классической музыки знаменитого тюменского маэстро Антона Шароева вылились в пять концертов авторской программы "Христианское благоговение".
"Я никогда не был убежденным коммунистом. Не был в партии. Хотя вся моя семья была партийной. Они настаивали, что поэтому я не получал долго никаких званий. У меня советское воспитание, я не верующий, хотя много играю церковной музыки. Я - продукт советского времени. Но всегда знал, что есть какая-то сверхсила, которая существует и создала этот мир. Это Бог", - сказал Антон Шароев.
Цикл "Христианское благоговение" - это музыкальная история становления верующего. Он рассказывает о том, как заслуженный артист России и Украины Антон Шароев пришел к понимаю сверхсущего, к сакральному началу в звуках музыки, и как однажды после концерта в Сан-Франциско после встречи с церковнослужителем 60-летний маэстро обратился в христианство.
Русская эмиграция Сан-Франциско с регулярностью раз в два года устраивала трехдневные концерты при местном соборе. На одном из таких вечеров в 1989 году Антон Георгиевич познакомился с епископом Русской православной церкви за границей, архиепископом Западно-американским и Сан-Франциским Антонием. Уроженец Полтавы с непростой судьбой сироты по матери в четыре года эмигрировал с отцом из Союза в Европу, а затем в Америку. Он оказал значительное влияние на творческий и духовный путь тюменского маэстро.
Тому послужил случай. Антон Георгиевич обрывисто вспоминает, что русская эмиграция с патриотичным жаром встречала духовную музыку родины. Они съезжались отовсюду... В то время Шароев гастролировал на русских вечерах с одиннадцатью совсем юными музыкантами. По воспоминаниям маэстро, в зале собора собрались "местные бывшие русские дворяне, генералы, прокуроры, князья, которые жили в Сан-Франциско целой маленькой деревней".
"Со мной приехали одиннадцать вундеркиндов, самые талантливые музыканты страны, гениальные дети новой России. Слушатели всех возрастов плакали на концерте. На банкете я сидел за одним столом с Сергеем Никитичем Хрущевым (сыном Хрущева). Эти люди меня чествовали: "Вы привезли таких детей России - мы плачем и верим в ее расцвет", - вспоминает Антон Георгиевич.
Запомнилось и то, что все 11 детей в возрасте от 13 до 17 лет были воцерковлены. А их художественный руководитель, несмотря на божественную музыку в репертуаре, был атеистом.
Музыкальный русский вечер в Сан-Франциско до сих пор рисует в памяти маэстро картину: напротив новой иконы не так давно канонизированных зверски казненных Романовых сидел архиепископ Антоний. Маэстро обратился к нему:
- Владыка, вам всем целуют руки. Но я не целую: я не верующий. Я советского воспитания.
- Вы так играете Баха, Чайковского и Моцарта, что вы уже давно там.
И с этими словами перекрестил Антона Шароева. Маэстро вспоминает, что после архиепископ подарил ему свои книги. Тюменец принял это как благословение и позднее много размышлял о произошедшем.
"Все это снимало телевидение. И когда мне прислали пленку я увидел: когда эти маленькие дети играли элегию, у архиепископа текли слезы. Он сидел напротив этой новой иконы и плакал", - рассказал Антон Шароев.
По возвращению в Москву, Антон Георгиевич встретился со своим братом Иокимом Шароевым.
"Мне тогда было шестьдесят лет. А брат на год младше меня. Я рассказал ему эту историю и сказал: "Надо креститься". Мы пошли в известную церковь около московской консерватории, в которой крестились и молились многие музыканты. И мы приняли крещение", - вспоминает маэстро.
Так маэстро осознал веру в Бога и его присутствие в музыке. Духовные мысли привели его к размышлениям о непримиримой вражде христиан западной и восточной церквей.
"Тысячелетние войны между католиками и православными - эта гуляющая ненависть непостижима, вредна, оказывает громадное воздействие. И те и другие христиане, их объединяет вера в Христа и Богоматерь. Та и другая сторона имеют гениальных музыкантов, композиторов, музыку. И эта музыка церковная - о небе, о Христе", - размышляет дирижер.
Так возникла идея создания цикла концертов "Христианское благоговение". Антон Георгиевич считает, что рождение программы в такой форме - это событие мирового масштаба. Значимость концертной программы оценил митрополит Димитрий, благословивший ее.
"Я хотел назвать цикл "Литургии", но наш митрополит Димитрий сказал, что истинная суть состоит в том, что это "Христианское благоговение" христиан мира", - поделился Антон Шароев.
Однажды включив телевизор, он увидел, что в Гаване встречаются патриарх Кирилл и папа Римский Франциск. Они подписывали декларацию мира на первой в истории встрече двух церквей:
"...на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд "Нового света" и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово..."
"Это было спустя два месяца. Своим замыслом я опередил события жизни. Эта потребность возникла у людей, которые возглавляют оба направления христианства. Я пришел к этому уже как человек верующий", - сказал Антон Шароев.
Так новый сезон оркестра "Камераты Сибири" включил произведения верующих композиторов, а первый концерт артисты открыли сочинениями православного христианина и лютеранина.
"Иоганн Бах был церковным композитором, лютеранином. Эта музыка великих верующих музыкантов. И народная, и классика, и джазовая музыка нужна человеку. Но истинная классическая музыка связана с небом. Я ничего не искал - она создавалась тысячелетиями; и столетиями - великими композиторами. Не надо ничего придумывать. Звук сам по себе - гармония, которая возникает, и логика - все в абстракции. Музыка есть во всех обрядах, даже в ритуалах самых "примитивных" народов. Если музыка забрала душу, если вы чувствуете, что можете расплакаться от этой музыки... На "Христе" у меня плакал весь Берлин. В Петербурге после концерта мне целовали руки, как будто я священник, после "Христа" Рубинштейна", - вспоминает Антон Шароев.
Поясним, в 2016 году широкое признание мировой публики получила духовная опера "Христос" Антона Рубенштейна в исполнении оркестра "Камерата Сибири", которую представили в Берлине. Антон Георгиевич, правнук знаменитого композитора, рассказывал: "Благодаря "Духовной опере" мой прадед незадолго до своей смерти познал, что такое вера".
Маэстро планирует восстановить произведение в репертуар коллектива в будущем сезоне: "Нужно развивать в Тюмени традицию открытия забытых шедевров для широкой аудитории", - считает он.
Ирина Ромашкина