Я могу больше, убеждаются подопечные проекта о наставниках
Тренинги по эмоциональному интеллекту и тайм-менеджменту для тюменских участников межрегионального проекта "Наставники: не рядом, а вместе" проведут в конце апреля 2018 года.
Основная задача - помочь подросткам выбрать профессию. Наставниками межрегионального проекта стали госслужащие Тюмени, Ишима, Ялуторовска.
Начальник управления молодежных и профилактических программ департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области Оксана Савинова в наставнической системе всегда занималась координацией проектов, в том числе с детьми, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. В этот раз она решила себя попробовать в роли наставника, чтобы самой пройти все вехи и пути.
"Мне очень интересно. Я воодушевлена этой работой. Считаю, что у этого проекта очень большие перспективы, как и у самой технологии наставничества. Он дает подростку иной взгляд на свою жизнь, на осознание простых вещей, на которые он даже не осмеливался посмотреть с другой точки зрения", - прокомментировала свое участие в проекте Оксана Савинова.
Проект стартовал за полгода до поступления в ссузы (большинство подопечных – учащиеся девятых классов). На половине пути руководители проекта и наставники встретились, чтобы обменяться опытом и определиться с дальнейшей работой.
За три месяца проведения проекта организаторы стали замечать, что в парах появились доверительные отношения. Узнать такие подробности им помогают отчеты, которые наставники и подопечные направляют на электронную почту тьюторов.
Минула половина работы и пришла пора предварительных итогов. Координатор проекта в Тюмени Юлия Фатхуллина рассказала корреспонденту ИА "Тюменская линия" о первых плюсах в зачетках участников проекта.
"Наставники всерьез восприняли правила и условия этого проекта: стали следовать рекомендациям тьюторов, искренне открывать сердца детям - у них действительно получается выстраивать отношения. Каждый с переживанием рассказывает о подопечных, как о своем родном ребенке. Появляется осознание, что так мало времени осталось: ребенок уже не успеет исправить оценки, чтобы поступить, куда ему хочется, а не куда придется", - сказала она.
На первой встрече в январе наставники были настроены на главную цель проекта – профориентацию. Спустя время к взрослым участникам проекта пришло более важное понимание сути работы – детям нужны общение и поддержка старшего. По словам организаторов, стало чувствоваться, что дети их получают.
"Бывает, что взрослые не осознают самого важного: перед ними живой человек в два-три раза младше их со своим интеллектом, эмоциями. Он и не обязан тебе подтверждать осознание материала, который вы прошли. Мне нравится, что наши наставники не гонят своих детей к цели по составленному плану. Они чувствуют своих детей, обращаются за помощью к тьюторам", - поделилась координатор.
Ребята обратились за помощью к наставникам с разным жизненным опытом. Есть дети, которые воспитывались в региональном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, есть и те, кто стал там жить не так давно. По словам Юлии Фатхуллиной, у многих ребят, оказавшихся в такой среде, со временем появляются деструктивные формулировки: "От меня в жизни ничего не зависит", "Я сам ничего в жизни добиться не могу. Мне должно помогать государство – предоставить бюджетное место в учебном заведении и общежитии, предоставить квартиру".
Есть и такие ребята, которые понимают ценность семьи - хотят поскорее выпуститься, поступить на учебу, начать работать, завести собственную семью, ездить в семейные путешествия.
Наставница из Ялуторовска Лариса Жукова помогает определиться в жизненном пути опекаемому ребенку. У мальчика есть бабушка и дедушка, а наставник стал еще одним крепким плечом. У них много общения. Ребенок часто переписывается с наставником, делится своими достижениями, готов идти навстречу.
Яркий пример такой готовности переменам проиллюстрировал Роман Чуйко. Встреча с его подопечным прошла в тюменском технопарке, на которой он предложил парню ознакомиться с 3D-моделированием. Парень сконструировал модель дома с надписью своего имени на нем и распечатал его детали на 3D-принтере. Далее Роман Чуйко дал домашнее задание своему подопечному – собрать модель. Спустя месяц воспитатель позвонил по просьбе ребенка и сообщил: "Мы собрали дом. Когда следующая встреча?".
Такое общение стимулирует подростков к достижениям, считают организаторы. "Самое важное для них – это поддержка. У детей в семьях есть возможность советоваться, обсуждать и делать выбор. Если родители видят, что успехи в учебе ребенка не очень хороши, нанимают репетитора, отправляют на дополнительные курсы, подтягивают его. А без родителей выходит, что ели ребенок не может справиться, не получается учиться – пойдет туда, куда возьмут", - пояснила координатор.
Впереди участников проекта ждет два тренинга. Первым станет занятие по эмоциональному интеллекту. Он поможет осознавать свои эмоции, общаться, не предавая себя и не обижаясь на другого человека.
Занятие по самоорганизации стоит у ребят с наставниками темой четвертой встречи, после нее пройдет тренинг по тайм-менеджменту. В него включили материалы по правильной организации времени с учетом обязанностей по школе, уборке своих комнат, тренировок, времени на чтение, прогулок, встреч с друзьями.
По словам Юлии Фатхуллиной, методологию проекта "Наставники: не вместе, а рядом" по сей день дорабатывают. Координаторы межрегионального проекта общаются и обмениваются опытом, аккумулируют общие наработки.
В июне 2018 года участников проекта ждет итоговое торжественное мероприятие. К этому времени ребята уже сдадут экзамены и станет ясно, поступят ли они в желаемое заведение?
"Через месяц они уже сдают экзамены. И даже если они в этом году не смогут поступить, но пусть взойдет росток - стремление расти. Есть такое понятие, как время, место и обстоятельство. При сегодняшнем стечении обстоятельств будет хорошим результатом поступить туда, куда ты можешь, но с посеянными в душе и сердце ростками веры: "Я могу больше! Я окрепну! Я приду к профессии своей мечты"", - убеждена Юлия Фатхуллина.
Лина Орлова