• 14 ноября 202414.11.2024четверг
  • USD98,3657
    EUR104,2901
  • В Тюмени -1..-3 С 3 м/с ветер юго-западный


В шесть раз увеличилось количество жалоб от жителей Тюменской области на маркетплейсы

Экономика, 15:40 15 марта 2023

Сергей Елесин, ИА "Тюменская линия" | Фото: Сергей Елесин, ИА "Тюменская линия"

В шесть раз увеличилось число жалоб на маркетплейсы от жителей Тюменской области с 2016 г. В каждом десятом обращении тюменцы недовольны качеством товара. Об этом рассказал корреспонденту "Тюменской линии" начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Артем Никоза.

"По обращениям в сфере дистанционной торговли за последние шесть лет можем говорить о шестикратном росте. Основная масса из них – это обращения на действия владельцев агрегаторов информации о товарах. Это Wildberries, Ozon и иные компании, которые продают товары через интернет", - уточнил начальник отдела.

Обращения в ведомство поступают и от граждан, которые делают покупки и в социальных сетях. Им сложно вернуть деньги за некачественные товары, поскольку сложно доказать, что именно они были куплены в том или ином аккаунте. На соцсети поступило 74 жалобы из 390 обращений по дистанционной торговле, принятых в областном управлении Роспотребнадзора.

"Участились случаи, особенно в конце 2022 года, когда товар ненадлежащего качества возвращается, а маркетплейс удерживает 150 рублей, как за возврат товара надлежащего качества. Безусловно, в каких-то случаях они эти денежные средства возвращают, но это, скажем так, не всегда бывает. Мы такие случаи отрабатываем", - пояснил Артем Никоза.

При покупках на агрегаторах он рекомендовал направлять претензии на адреса электронной почты, которые указаны на сайтах. По словам начальника отдела, к переписке в мессенджерах, и тем более телефонным разговорам, как к доказательствам суды относятся критично.

"А когда отправлена претензия на адрес электронной почты и этот факт зафиксирован – допустим, сделан скриншот с сайта, то, безусловно, потом это можно использовать и в суде. Более того, такие письменные обращение дисциплинируют. Со стороны предпринимателя, продавца работают сотрудники и они понимают, когда поступает письменное обращение – это уже другой вопрос", - подчеркнул эксперт.

Впрочем, в дистанционной торговле у покупателей больше прав. Это касается возврата технически сложно оборудования, но при условии, что оно сохранило товарный вид и работоспособно.

"У нас была судебная практика, когда потребитель вернул видеокарты. Маркетплейс отказал ему. Потребитель обратился в суд, мы дали заключение к иску. Первая и вторая инстанции суда поддержали его позицию. Он имеет право на возврат денежных средств в течение семи дней. Технически закон допускает, что даже автомобиль, приобретенный дистанционно, можно вернуть, чего нельзя было бы сделать в обычной ситуации", - привел пример Артем Никоза.

Он также уточнил, что все ограничения по товарам, не подлежащим возврату в магазинах, указаны в статье 25 закона "О защите прав потребителей". Однако статья 26.1 позволяет вернуть их, если они приобретаются дистанционно.

Напомним, 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В прошлом году более 5 млн рублей удалось вернуть жителям Тюменской области за некачественные товары и услуги при содействии регионального управления Роспотребнадзора.

Оксана Корнеенкова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен