Свадебные головные уборы и шейные украшения в старинной технике создает тюменка
![ИА "Тюменская линия"](/i/ncr1058/336/349336/tn_349336_2cebf35ecbee1b9.jpg)
Головные свадебные уборы, шейные украшения изготавливает тюменская мастерица Алена Павлова. Она занимается традиционной золотной вышивкой больше десяти лет, специализируется на технике сажение по бели.
"Рассвет золотной вышивки пришелся на XVI-XVII век. Золотное орнаментальное шитье – удел богатых, обеспеченных людей. Знать могла позволить украсить свою одежду или утварь, например, в Русском музее храниться седло, вышитое золотной нитью. Также украшалось церковное облачение. Раньше нитка была золотой, но очень ломкой. Тогда стали изготавливать латунные нити с добавлением золота. Изделия с применением этой техники стали более доступными для населения", – поделилась Алена Павлова.
Технология изготовления свадебных венцов в технике, которой занимается Алена Павлова, считается утраченной. Она заключается в том, что на ткань плотно пришивают шнур из хлопчатобумажных нитей, на него сажается жемчуг. По словам тюменки, в России есть несколько человек, воссоздающих эту технику. Еще десять лет назад никто практически этим не занимался. Сама Алена Павлова училась по книжкам, фотографиям. Сейчас интересующимся старинной технологией легче: есть видеокурсы, разработанные программы, выпущено много книг, по которым можно изучить схему изготовления.
"Техника сажения по бели используется в окладахи в ризах для икон. На Русском Севере ее применяли при изготовлении свадебных головных уборов, изменив технологию прикрепа. Техника пришла к нам из Византии. Она трансформировалась, наши мастера совершенствовали эту технику. В музеях хранится много предметов старины в технике сажения по бели", – отметила мастерица.
У Алены Павловой девушки заказывают венцы, в которых впоследствии выходят замуж. Мастерица создает головные уборы подобные тем, что выставляют в музеях, только новые. Самое сложное в этом деле, по ее словам, – найти материалы. 80 процентов из них – антикварные. Однажды для изготовления одного венца мастерица собирала материалы шесть лет. Ей требовались выдувные бусины: в конце XIX века во Франции ими стали заменять жемчуг. Новгородский венец с такими элементами выставлен в музее Бостона.
"Иногда трансформирую и осовремениванию предметы. Например, согласно традиции использовался белый шнур, а я беру коричневый. И это смотрится достойно на фоне жемчуга", – добавила Алена Павлова.
Головные свадебные уборы, шейные украшения можно носить со светской одеждой. Свадебные венцы очень красиво смотрятся с современным свадебным платьем. Шейные украшения сочетаются со стилем casual. Иногда Алена Павлова сама надевает коми-пермяцкий кокошник на мероприятия, связанные с этно-направлением.
Работа по созданию изделий, украшенных в технике сажение по бели, трудоемкая. Однажды процесс затянулся на три дня: Алена Павлова отвлекалась только на питание и сон. Цена такого изделия варьируется от 100 до 300 тыс. рублей. Готовый головной убор мастерица упаковывает в специальный оклад: его можно рассматривать как арт-объект.
Сейчас мастерица занимается разработкой коллекции спортивной одежды в русском стиле. У нее уже есть готовый костюм, на толстовке от которого вышит архангельский свадебный венец.
Инна Пахомова, Александр Лабыкин