Свадебные головные уборы и шейные украшения в старинной технике создает тюменка
Головные свадебные уборы, шейные украшения изготавливает тюменская мастерица Алена Павлова. Она занимается традиционной золотной вышивкой больше десяти лет, специализируется на технике сажение по бели.
"Рассвет золотной вышивки пришелся на XVI-XVII век. Золотное орнаментальное шитье – удел богатых, обеспеченных людей. Знать могла позволить украсить свою одежду или утварь, например, в Русском музее храниться седло, вышитое золотной нитью. Также украшалось церковное облачение. Раньше нитка была золотой, но очень ломкой. Тогда стали изготавливать латунные нити с добавлением золота. Изделия с применением этой техники стали более доступными для населения", – поделилась Алена Павлова.
Технология изготовления свадебных венцов в технике, которой занимается Алена Павлова, считается утраченной. Она заключается в том, что на ткань плотно пришивают шнур из хлопчатобумажных нитей, на него сажается жемчуг. По словам тюменки, в России есть несколько человек, воссоздающих эту технику. Еще десять лет назад никто практически этим не занимался. Сама Алена Павлова училась по книжкам, фотографиям. Сейчас интересующимся старинной технологией легче: есть видеокурсы, разработанные программы, выпущено много книг, по которым можно изучить схему изготовления.
"Техника сажения по бели используется в окладахи в ризах для икон. На Русском Севере ее применяли при изготовлении свадебных головных уборов, изменив технологию прикрепа. Техника пришла к нам из Византии. Она трансформировалась, наши мастера совершенствовали эту технику. В музеях хранится много предметов старины в технике сажения по бели", – отметила мастерица.
У Алены Павловой девушки заказывают венцы, в которых впоследствии выходят замуж. Мастерица создает головные уборы подобные тем, что выставляют в музеях, только новые. Самое сложное в этом деле, по ее словам, – найти материалы. 80 процентов из них – антикварные. Однажды для изготовления одного венца мастерица собирала материалы шесть лет. Ей требовались выдувные бусины: в конце XIX века во Франции ими стали заменять жемчуг. Новгородский венец с такими элементами выставлен в музее Бостона.
"Иногда трансформирую и осовремениванию предметы. Например, согласно традиции использовался белый шнур, а я беру коричневый. И это смотрится достойно на фоне жемчуга", – добавила Алена Павлова.
Головные свадебные уборы, шейные украшения можно носить со светской одеждой. Свадебные венцы очень красиво смотрятся с современным свадебным платьем. Шейные украшения сочетаются со стилем casual. Иногда Алена Павлова сама надевает коми-пермяцкий кокошник на мероприятия, связанные с этно-направлением.
Работа по созданию изделий, украшенных в технике сажение по бели, трудоемкая. Однажды процесс затянулся на три дня: Алена Павлова отвлекалась только на питание и сон. Цена такого изделия варьируется от 100 до 300 тыс. рублей. Готовый головной убор мастерица упаковывает в специальный оклад: его можно рассматривать как арт-объект.
Сейчас мастерица занимается разработкой коллекции спортивной одежды в русском стиле. У нее уже есть готовый костюм, на толстовке от которого вышит архангельский свадебный венец.
Инна Пахомова, Александр Лабыкин