В Тюменской области создан масштабный центр добычи строительных песков
Масштабный Якушинско-Криводановский центр добычи строительных песков создан в Тюменской области. Предварительные запасы центра оцениваются в 26 млн куб. м.
Как отметил на торжественном пуске промышленного освоение месторождения "Светлое" начальник управления недропользования департамента недропользования и экологии Тюменской области Антон Климович, центр состоит из компактно расположенных вдоль Старотобольского тракта участков недр.
"Губернатор Тюменской области Владимир Якушев поставил перед органами исполнительной власти четкую и конкретную задачу: развивать малый и средний бизнес, привлекать инвесторов. Департамент недропользования и экологии активно работает в этом направлении", - отметил он.
Год назад в зоне Старотобольского тракта, по данным департамента, действовало не более пяти лицензий на право пользования недрами, а на сегодняшний день выдано уже 23 лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу строительного сырья. Число предприятий, работающих в этом районе, увеличилось с 4 до 14.
Уникальность карьера "Светлый", по оценке Антона Климовича, состоит в том, что месторождение открыто на средства самого недропользователя. "Это уникальное явление для региона – наконец-то начинают изучаться неизученные ранее земли, открываться новые месторождения", - подчеркнул он. Недропользователи провели масштабные геологоразведочные работы, итогом которых стал рост запасов строительных песков с 6 до 26 млн куб. м.
"И это не предел, - отметил Антон Климович. - В планах компаний дополнительно прирастить за счет бурения скважин еще не менее 14 млн кубометров строительного песка. Мы рассчитываем, что на пике добычи в Якушинско-Криводановской зоне будет добываться до 1 млн кубометров сырья в год".
Начальник управления недропользования отметил, что вместе с добычей в этой зоне будет развиваться и производство строительных материалов. "Создавая в районе Старотобольского тракта крупный пул предприятий по добыче строительного сырья, мы также ориентируемся на создание в перспективе предприятие поп производству строительных материалов. К примеру –завода сухих строительных смесей", - заявил он.
Вместе с этими преобразованиями оживет и Старотобольский тракт, который до 1910 годы был частью великого Сибирского тракта - старинного сухопутного маршрута из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту. Общая протяженность пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчетам, 8332 версты, по другим — 8839 верст.
В 1910 году Тюменская городская дума приняла решение перенести направление Тобольского тракта с Малькова на Боркова (так ранее называли нынешнее село Борки Тюменского района). Благодаря этому историческому решению у Сибирского тракта появилось два названия и направления: Старый Тобольский тракт (он проходит через село Мальково Тюменского района) и Новый Тобольский тракт, который ранее проходил через село Борки.
Новый Тобольский тракт стали называть "федеральная автодорога Тюмень – Ханты-Мансийск", и он продолжает играть ключевую роль в освоении тюменского севера, а Старому Тобольскому тракту досталось судьба проселочной дороги.
Активное развитие Якушинско-Криводановского центра добычи строительных песков, по оценке специалистов, способно придать новую жизнь старому тракту.
Борис Олейник