"ТЭФИ": о телевизионной "кухне" в регионах
Далее в сюжете Человек-команда "Красная фурия" представит лигу "ЗАПСИБ" на "Голосящем КиВиНе"
Секреты мастерства от автора программы "Сам себе режиссер" Алексея Лысенкова, курьезы из практики ведущего новостей Первого канала Виталия Елисеева, личный опыт адаптации формата телепередачи от продюсера "Смака" и "Адской кухни" Николая Билыка, мнение о региональных телепроектах президента Фонда "АРТ" Александра Акопова, а также о погоне за рейтингом и сенсацией в СМИ от теле-, радиоведущей Яны Поплавской - с деятельностью известных российских медиаличностей познакомились участники "ТЭФИ-Регион" в Тюмени.
Главное правило прямого эфира
Трехдневный гид по ТВ эксперты начали с семинара ведущего программы "Время" Первого канала Виталия Елисеева. Он рассказал об основных правилах ведения эфира и создания новостей, а за пределами мастер-класса поведал о курьезном и стрессовом случае из практики.
"Много лет назад мы вещали на Сибирь и Урал. Момент: я вижу, что на Байконуре готовится к старту ракета и уже была дана команда, пошел огонь и так далее. И я тут же переключился. Я так обрадовался, что сам могу управлять выпуском, сказал несколько слов о запуске, а потом понял, что не знаю фамилий космонавтов, кроме того, что один из них наш соотечественник, а другой – американец. И медленно-медленно, рассказывая общими словами о вопросах запуска и космоса, я боковым зрением нащупал мышку, распечатал себе попавшуюся, слава Богу, тасовку, где был описан экипаж, и начал рассказывать, на самом деле читая, о каждом из космонавтов. В этот момент ошарашенные режиссеры нашли собственный источник. Меня закрыли картинкой полета. И пошел рассказ: 30, 40, 50 секунд полета, ракета превращается в точку…
А дальше наступает другая проблема – меня спрашивает режиссер: "Виталик, а на что идем?". А я не могу сказать, потому что педаль выключится и будет пауза. Я продолжаю рассказывать о светящейся точке высоко в небе, что уже через два дня корабль пристыкуется к МКС, и начнутся работы. И режиссер догадался, что режим должен быть диалоговый: задавал наводящие вопросы, а я мотал в ответ головой. Примерно спустя минуту мы ушли на другие новости".
По словам телеведущего, самое главное правило эфира – никакого молчания. А после эфира Виталий Елисеев своеобразно завершает день: "Я беру все бумаги, связанные с новостями дня, собираю их в папочку и выкидываю – тем самым зачеркиваю день настолько, насколько это возможно, освобождая голову для других новостей".
Питчинг идей
Одним из ярких действ среди мероприятий "ТЭФИ-Регион" был питчинг, на котором журналисты региональных телеканалов представили свои идеи телепроектов.
Как пояснила представитель информационного партнера "ТЭФИ-Регион" - "Российской газеты" - редактор отдела культуры и телевидения Сусанна Альперина, в России практически нет питчингов по телевидению. Он появился совсем недавно в Москве по сериалам, его делает компания "Амедиа". Есть также телепроект по питчингу сериалов "Быть или не быть" в эфире канала "ТВ-3", который в скором будущем выйдет с премьерой. В программе участвует тюменский проект.
Во время проведения "ТЭФИ-Регион" жюри познакомилось с работами трех финалистов. Файля Шарыпова представила "Соцсеть для одиночки" (телеканал "Первый Тульский"), Вероника Бердина - "Спорт на карте" (Новосибирск), Рустем Аднабаев - проект туристического шоу "Идеи мира" (ТРК "Башкортостан", Уфа). Сусанна Альперина, которая следит за телевизионными новинками и тенденциями российского ТВ и освещает их в интернет-издании "Российская газета", дала свою оценку конкурсными работам.
"Мне каждый понравился по-своему. Интересен проект про спорт, даже захотелось рассказать о нем "Матч-ТВ". Потому что они тоже любят такие проекты, тем более с региональной составляющей. Проект про одиноких людей меня тоже очень заинтересовал: даже опуская развлекательную сторону, понимаю, как может быть важно одинокому человеку, чтобы хоть кто-то к нему пришел и просто поговорил. И, конечно, проект задорных молодых людей: у нас сейчас фактически на каждом канале есть трэвел-шоу, медицинское и кулинарное, но у них идея совместна с бизнесом. Мне она кажется прогрессивной. Телевидение сейчас смотрит в эту сторону. Например, на НТВ запустят шоу "Идея на миллион" с 11 декабря", - рассказала она.
На питчинге победил проект Рустема Аднабаева и его коллег. Телерадиокомпания "Башкортостан" и эта же команда ранее представляли проект "Чемодан", который с успехом шел на канале "Пятница", напомнил на питчинге президент Фонда "АРТ" Александр Акопов. Кстати, жюри охладило пыл журналистов холодной критикой. Мастодонты российского телевидения в один голос заявили: у проектов не продуманы форматы, только заданы темы.
"Пилот по этим проектам снимать рано. Идеи нужно доработать, представить какому-либо каналу и канал должен предложить свои доработки. Везде видна недооценка такой вещи как личность журналиста в кадре. Все идеи не доведены до состояния формата – не видно формы, в которой они будут работать", - резюмировал Александр Акопов.
Он уверен в том, что региональная журналистика самодостаточна. С одной стороны, на местах не так много историй, которые нельзя было бы сделать на других территориях, но успешные идеи все же появляются: яркий тому пример – это программа "Орел и решка", вышедшая из Украины.
"Региональный эфир – штука самодостаточная. Чтобы тебя взяли, ты должен быть успешен здесь. Для этого нужно работать с полной отдачей", - дал совет Александр Акопов.
Президент Фонда "АРТ" подчеркнул, что любая идея - оригинальна. Открытым вопросом останется, каким образом сложатся все условия, чтобы реализовать проект.
"А это уже вопрос настойчивости автора и воля того канала, который решится это производить. Сегодня вы можете стать самостоятельным каналом, не спрашивая ни у кого разрешения: делайте себе YouTube-канал и работайте спокойно", - сказал Александр Акопов.
Он подтвердил, что часто на "ТЭФИ-Регион" открывают талантливых журналистов, которых переманивают на федеральное вещание: "Откуда еще федеральным каналам черпать кадры? Все, что дает нам журфак МГУ и питерский университет, мы и так видим. Это хорошо, но это еще студенты. Задача федеральных каналов – хватать специалистов, когда он закончил вуз, три-пять лет где-то отработал, себя проявил, и растить его дальше. Охота на специалистов из регионов идет: не только на ведущих – на редакторов, режиссеров, операторов".
Долгожданный "Тобол" на "ТЭФИ-Регион"
Одним из хороших примеров рожденных в регионе телепроектов стал сериал и фильм "Тобол", который на "ТЭФИ-Регион" представил его продюсер Олег Урушев. Он показал тизер проекта, который собрал высокую оценку региональных журналистов и обозревателей федеральных каналов. Высказали свое мнение и эксперты конкурса.
"Мне о нем [о "Тоболе"] рассказывали, я его обязательно посмотрю, - заверил Александр Акопов. – В регионах нечасто вырастают хорошие телепроекты, но мы будем поощрять практику создания художественного продукта на региональной основе – не обязательно телесериала, можно начинать с элементарных фильмов хронометражом полтора часа, экранизируя локальные истории – они могут быть конкурентоспособными".
Напомним, в дебютной номинации "ТЭФИ-Регион" лидировал фильм "Случайный вальс" телеканала "Тюменское время".
Обмен опытом
Самым ценным на форумах становится знакомство с опытом коллег. Так, Сергей Соколов из Санкт-Петербурга представлял частную медиакомпанию, которая на "ТЭФИ-Регион" привезла проект "Без прокатов". В единый медиапродукт его собирает творческий коллектив из восьми человек. Программа о спорте выходит на телеканале "Санкт-Петербург". Эфирное время канал предоставляет бесплатно, зарабатывая на рекламе в блоках перед и после передачи. А частный предприниматель получает прибыль с рекламы внутри телепроекта, все зарплаты и съемки оплачивая самостоятельно.
"Мне кажется, мы забываем про доходность - это наша беда в медийке. Просто такая у нас привычка – есть программа, есть зарплата, передача стоит в сетке телеканала: а почему она стоит, зачем она там? С удивлением я узнал, что мы единственные на "ТЭФИ-Регион", кто делает частную программу. Как не крути, возможностей для производства контента больше у государственных телекомпаний", - считает он.
Разницу старого и нового телевидения известные деятели видят в том, что прежде проекты создавались, руководствуясь идеологией, а сегодня телепродукт обеспечивает доставку до потребителя рекламы. Контент создается для того, чтобы организовать эту доставку. Телевидение сегодня – это бизнес-проект, резюмировали журналисты центральных каналов на большой дискуссии, посвященной будущему телевидения.
Вопросы целей, доходности, цензуры не раз поднимались на мастер-классах. Генеральный продюсер телекомпании "Наш взгляд", продюсер программ "Смак" Николай Билык рассказал о своих примерах работы с форматами. По его словам, придумать что-то новое сегодня крайне сложно. Он видит будущее ТВ в адаптации форматов под зрителя постсоветского пространства.
"Одним из интересных для меня опытов была работа над программой по формату. Мне все говорили: "Ты не найдешь второго такого парня, как Гордон Рамзи". Первый сезон "Адской кухни" на "РЕН-ТВ" - это была моя работа", - сказал Николай Билык.
Он считает, что адаптация заимствованного формата все же остается собственной работой, ведь многое не проходит для нашего зрителя, а весь сценарий создатели российского шоу пишут сами. Он рассказал, что адаптируя формат, берут декорации, полностью всю музыку, до последней отбивки. Продюсерская задача – угадать коммерчески выигрышный формат, построить команду, собрать профессионалов каждого в своем деле и они соберут качественный продукт.
Николай Билык рассказал, что, несмотря на успех проекта "Рецепт на миллион" с Дмитрием Назаровым (адаптированное американское шоу "Битва поваров" канала NBC), на российском СТС программа не зашла – продюсер не угадал с аудиторией. Притом формат шоу обошелся независимому продюсеру примерно в 10 тыс. долларов.
Сегодня команда Николая Билыка делает кулинарное шоу для СТС по французскому формату. Оно называется My wife is rules - "Моя жена рулит".
"Хочу вам всем посоветовать искать такие форматы. Всегда есть возможность стать первыми и успешными. Работа с форматом хороша тем, что ты можешь увидеть оригинал, представить себе, как эта работа будет выглядеть у нас и, если почувствуешь, что это возымеет успех – можно сделать супершоу", - сказал продюсер.
Телевидение регионов
Многих конкурсантов и участников "ТЭФИ-Регион" занимал вопрос, почему среди номинантов регионального конкурса есть представители Москвы и Санкт-Петербурга... Сергей Соколов сравнил региональное телевидение северной столицы с другими. По наблюдениям питерца, в Омске больше местных телекомпаний, чем в культурной столице России: "У нас – полтора телеканала. В Екатеринбурге – четыре, в Перми побольше, в Нижнем Новгороде десять, сегодня коллега сказала".
Александр Акопов пояснил регламент. "ТЭФИ-Регион" - это конкурс работ, которые выходили на региональных каналах, развивают именно местное вещание. Они могут стать участниками федерального "ТЭФИ": "Им там непросто, но в информационном направлении они вполне выдерживают конкуренцию. Если вы хотите сравнить свои работы с работами федеральных каналов – вам туда. Здесь мы сравниваем работы региональных каналов друг с другом", - сказал он.
Кстати, Фонд "АРТ" также проводит студенческий "ТЭФИ" (как правило, в Ростове-на-Дону), а также "ТЭФИ-Содружество" - в странах бывшего Союза.
Масштаб растет с каждым годом, появляется все больше работ. Качество также растет, ведь меняются технические возможности компаний, заверил Александр Акопов: "За последние 10 лет телевизионное производство радикально упростилось и удешевилось. Если раньше у региональных компаний были скидки на "Мы бедные", то сейчас понятно, что вы находитесь в тех же условиях, как любая мировая компания, хоть в Москве, хоть в Лос-Анджелесе. Привычка прибедняться кое у кого осталась – от этого надо избавляться".
В оценке финалистов он выступает за строгость: если нет ни одной работы, которая заслуживает награды, он всегда за то, чтобы так и сказать конкурсантам, без каких-либо скидок. Подробную оценку работам претендентов на "ТЭФИ-Регион" с обоснованием к каждой из них жюри дали уже после оглашения результатов – 4 декабря. Александр Акопов высказал мнение - ни один конкурс не может быть справедливым.
"Взять тот же "Оскар". Есть годы, когда на премию претендует 15 одинаково сильных картин. А бывают так называемые пустые годы, когда вручать награды кому-то нужно, а на самом деле фильмы – ерунда. Если вы посмотрите список оскаровских лауреатов за последние 50 лет, там будет 25 победителей, названия которых вы может быть слышали. Тоже самое с нашим конкурсом – только время покажет достойных. Что останется с нами в веках – знают только века".
У самого президента Фонда "АРТ" - четыре премии "ТЭФИ". Однако сам он не считает их достижениями и спокойно относится к признанию коллег. По его словам, главный критерий правильности работы – это объем аудитории и рейтинги, а также степень удовлетворенности зрителя: "Конкурс - это всегда субъективное мнение, какими бы квалифицированными не были судьи. А вот если вас посмотрело 28 миллионов человек – это объективно и серьезно".
Сильных профессионалов видит в регионах теле-, радиоведущий Алексей Лысенков: "Выращивать региональную журналистику не надо – она сама растет отлично. Еще нам, московским, есть чему поучиться у региональных производителей, творцов, продюсеров".
Он отметил главное: надо, чтобы в программе был заложен конфликт и использованы простые человеческие истории.
Чем должна обладать программа, чтобы быть в эфире четверть века?
Программа "Сам себе режиссер" вот уже 25 лет в эфире, с гордостью заявлял его автор и ведущий Алексей Лысенков: "Вообще обидно – я за свою жизнь сделал полсотни проектов, а спрашивают всегда про этот. Но зато спрашивают".
Он вспоминал, как в результате случайного бартера у съемочной команды оказался видеоматериал ABC - home video. Стало жаль выбрасывать его в корзину. Так команда придумала программу "Сам себе режиссер": " Подумали, полгода побудем в эфире, потом материал кончится, - ну, и хорошо. А она 25 лет живет. Телеканал не менялся – до сих пор это "Россия-1". Единственное, что менялось – это время выхода. Я шучу по этому поводу. Когда я был совсем молодой, она выходила поздно вечером. Потом у меня появилась семья, я стал выходить в 19 часов. Потому появились дети, программа стала выходить в 12 часов дня. А сейчас у меня старческая бессонница – она стала выходить в 6 часов утра".
По словам автора, программу смотрят из ностальгии, подобно старому советскому кино. Благодаря Интернету аудитория программы живет по всей планете, гости в студию приезжают со всего мира.
"Парадокс передачи заключается в том, что я на самом деле ничего не делаю. Вы сами снимаете, сами присылаете, сами смотрите, сами хохочите и сами получаете призы. А я просто показываю вам, что вы сами сделали, - сказал Алексей Лысенков. - Сейчас же я виноват в том, что сегодня все ходите с видеокамерами. Меня в Интернете назвали дедушкой русского YouTube – это почетное звание, я с гордостью его ношу и всем хвастаюсь".
Хайпы блогеров и жизнь в Сети
"Для меня, как для человека, который 25 лет проработал на телевидении, телевидение – это камера, режиссер, журналист, оператор, осветитель и некий процесс. А когда девушка берет в руки телефон и говорит: "Я сейчас приняла душ, накрасила губы, - для меня это не понятно", - начала свой мастер-класс теле- и радиоведущая Яна Поплавская.
Она подняла тему связи между качеством информации, сенсацией и рейтингом. По ее словам, сегодня телевидение паразитирует на убогих людях. В поисках героев для ток-шоу телевизионщики находят личностей, которые становятся звездами ТВ.
"Мне бы не хотелось, чтобы эти люди были героями. А они приходят на ток-шоу и считают себя именно таковыми – "Мы звезды". А на самом деле приходит ущербный человек, у которого одна извилина, который закачал себе в руки масло с липокаином. И приходит профессор, академик, который говорит: "Вы понимаете, вам ампутируют руки". А ему в ответ: "Да что вы понимаете в этом! Знаете, сколько у меня подписчиков!". И он всерьез считает себя звездой", - высказала мнение Яна Поплавская.
По ее словам девушка-брови из Якутии, которая набрала рейтинги в Сети осенью 2017 года, вовсе не так глупа, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на "избиение" интернет-пользователями, она не наносит татуировку, а как раньше рисует брови каждый день и говорит: "Я смеюсь над вами. Вы подписываетесь на меня. А я на вас деньги зарабатываю".
"Я импонирую ей. Она поняла, что словила хайп – с ней фотографируются за сто рублей. Но сегодня уже появляются куклы-подражатели", - сказала Яна Поплавская.
Она напомнила журналистам еще одну историю. Один из ведущих каналов Германии за отсутствием рейтинговых новостей такую историю: на болотистой местности страны живут жабы, которые потеют в полнолуние и если слизать пот этих жаб, тебе обеспечено здоровье, благоденствие. Они нашли неких жаб, поехали снимать их. Сняли большущую жабу, побрызгав ее водой, показали сюжет по центральному телевидению. И вся Германия ждала полнолуния, вся страна взорвалась о того, что хотела знать место пребывания этих жаб и люди были готовы облизывать их.
Пример подвел к понятию "окно Овертона". К изумлению московской гостьи, в зале было мало журналистов, которые знали о нем. Концепт появился в начале 50-х годов, его сформулировал Джозеф Овертон. Любое высокоразвитое общество можно изменить за очень короткое время: 90% населения, которое только что ратовало за норму, будет утверждать, что то, что было не нормой, считается нормальным. По словам ведущей, подобного нужно избегать в современной журналистике.
"ТЭФИ-Регион" в Тюмени
Каждый год несколько регионов высказывают инициативу, чтобы конкурс проходил у них. За год конкурс объезжает три региона: два полуфинала и финал проходят в разных городах. По словам генерального директора Фонда "АРТ" Этери Левиевой, город для проведения финального этапа "ТЭФИ-Регион" рекомендовал Олег Урушев. Эксперты и организаторы престижной телевизионной премии благодарили правительство Тюменской области за поддержку в организации, а тюменцев – за теплый радушный прием.
Ирина Ромашкина